В нормативно-правовом акте описаны правила ухода за газонами и цветниками, деревьями и кустарниками, там же указана периодичность полива растений, порядок уборки опавшей листвы, требования к обрезке зеленых насаждений.
По мнению чиновников, соблюдение этих правил должно было помочь предприятиям, на обслуживании которых находятся зеленые зоны, обеспечить качественный уход за растениями, а значит, а значит наши города должны стать красивее.
Такого же эффекта ждали от долгожданного документа и городские активисты. Однако вышло иначе: многие правила оказались не рабочими, а отсутствие в документе прописанной ответственности за их несоблюдение – и вовсе нивелировало их наличие.
Возможно ли все-таки переломить ситуацию и как в сложившейся ситуации все-таки помощь городским зеленым насаждениям, обсуждали участники онлайн-конференции «Проблемы ухода за зелеными насаждениями и способы их решения», организованной товариществом «Зелёная сеть».
Любая посадка дерева – это проект
Зеленые территории в городах – тема разносторонняя и бесконечная. Но если раньше в этом контексте чаще других звучала проблема незаконной вырубки, то сегодня на первый план выходит вопрос ухода за деревьями, компенсационные посадки и управление зелеными зонами.
О том, что этот уход организован недостаточно качественно свидетельствуют цифры, которые озвучил в ходе конференции член Совета ЗС, координатор Зелёного дозора по Мозырскому району Павел Ноздря.
По его данным, только по Гомельской области за последние пять лет были признаны опасными (а значит были удалены) более 39 тысяч деревьев.
- И это без учета деревьев, которые вырубили в результате градостроительной деятельности. А значит, цифру можно смело умножать на три, - говорит Павел Ноздря. - При этом по статистике вместе одного дерева в городе садят три. Но это только на бумаге. На деле качество посадок ухудшается.
Так, мы уже почти привыкли, что взамен удаленных высокорослых деревьев в городах садят, в лучшем случае карликовые деревья и туи, а то и вовсе прутики, которые попросту не приживаются, либо умирают при первой же экстремальной температуре.
Так, по данным Павла Ноздри, в одном только Мозыре из-за высоких летних температур в этом году погибло 960 саженцев.
- Для сравнения в 2016 году по всей Гомельской области погибло 400 саженцев, - говорит эксперт.
Представить себе о каких цифрах в масштабе страны может идти речь, просто невозможно. В Беларуси нет базы учета зеленых насаждений. Нет такой статистики ни на уровне страны, ни на уровне городов. Даже в черте одного города может быть несколько организаций, которые ведут свой собственный, не связанный с другими учет.
При этом деревья в городах садят не только специализированные организации, но и, например, трудовые коллективы предприятий и организаций на различных субботниках, а еще простые граждане, которым очень хочется озеленить свои дворы и пустыри.
Вот только посадить дерево – полдела. За ним еще нужно ухаживать. А в поле зрения коммунальных служб и спецорганизаций, чаще всего, попадают, либо дорогие деревья и кустарники, либо те зеленые насаждения, которые высадили вдоль центральных магистралей.
Да и то, уход за ними в теории, и уход на практике значительно отличается.
- Согласно утвержденным правилам, в жару полив деревьев должен осуществляться в троекратном объеме, - рассказывает Павел Ноздря. - Но это не реально, потому что обслуживающие предприятия не справляются с поливом даже только что посаженных деревьев.
Да и стимула справляться у организаций нет: в постановлении нигде не предусмотрены механизмы контроля за соблюдением правил ухода за зелеными территориями, а значит привлечь к ответственности за его нарушение просто невозможно. Вот и выходит, что документ сам по себе – не плох, но толком не работает.
Между тем, по наблюдениям активиста гражданской кампании «Городской лесничий» Игоря Корзуна, чаще всего речь идет о конфликтах между гражданами и управляющими компаниями, в которых стороны по-разному смотрят на то, как должны выглядеть зеленые территории, где и какие деревья должны расти, как за ними ухаживать.
Принятые в прошлом году правила, кажется, должны были расставить точки над і.
- Но вместо того, чтобы предоставить закон, который бы регулировал деятельность ответственных организаций, нам подсунули свод правил профессиональных компетенций, - считает Игорь Корзун.
Этот свод хорош для специально обученных людей, коих в стране, по мнению эксперта, ничтожно мало. Но совершенно не подходит для регулирования содержания парков, скверов, дворовых территорий и т.д., считает эксперт.
При этом, по мнению Игоря Корзуна, в действительности городским зеленым территориям куда важнее наличие другого рода документа.
- На сегодняшний день, у нас как не было, так и нет проектной документаций на озелененные территории. Документации, которая должны включать в себя, в первую очередь, описание функции этой самой территории. Документации, которая позволяла бы учитывать все факторы, которые влияют на зеленые территории: почвенный, гидрологический, метеорологический режимы, антропогенную нагрузку и т.д. Только при ее наличии с детальным описанием всех факторов, которые могут влиять на зеленые территории можно было бы планировать, как они будут жить и развиваться в ближайшие десятилетия.
Проектная документация, по словам эксперта, позволила бы составить план управления зелеными территориями, а значит понимать, как именно должен выглядеть уход за конкретными деревьями, когда нужно будет производить замену зеленых насаждений, как организовать их обрезку, планировать дополнительные функциональные зоны в парках и скверах в случае увеличения антропогенной нагрузки.
Эта же документация помогла бы решить проблему с учетом зеленых насаждений.
Впрочем, учесть все зеленые насаждения в городе все равно не получится: инициативу граждан по озеленению придомовых территорий никто не отменял. Хотя специалисты и просят людей поумерить свой пыл.
- Прежде чем посадить во дворе дерево, вы должны понимать, зачем оно там, какую функцию будет выполнять, сможет ли это конкретное дерево жить на этой почве, достаточно ли ему будет света, воды, сможете ли вы с соседями ухаживать за ним? Если вы не в состоянии обеспечить дереву должный уход – не занимайтесь этим. Не садите ничего! – просит Игорь Корзун.
Этот же совет эксперт адресует и управляющих компаниям, отмечая, что посадка деревьев в городах часто превращается в освоение средств.
- Дали денег организации, и там просто думают, где найти территорию, куда саженцы воткнуть. Какие именно саженцы, никто не думает. Зачем они там, никто не думает…
Думать и менять свое отношение к зеленым насаждениям советует и операторка «Зелёного телефона» Алена Дубовик. По словам экспертки, на горячую экологическую линию нередко звонят люди, которые до конца не понимают, чего именно они хотят. Жалеют аварийные и откровенно больные и опасные деревья, садят новые в местах, где им не место.
- Очень мало у нас людей, которые готовы долгосрочно работать с определенными территориями, - говорит Алена Дубовик. – Мы часто получаем звонки от абонентов в которых они, говорят, что хотят обрезать какое-то дерево, или удалить, или наоборот, сохранить, но они не принимают во внимание другие факторы, не видят картинку целиком, не понимают функций деревьев в городе.
Такое же отношение к зеленым насаждениям видит операторка «Зеленого телефона» и со стороны специалистов, которые мыслят в категориях человекочасов и трудозатрат, но никак не в ценностном разрезе. Между тем зеленые городские территории должны стать ценностью для горожан, убеждает экспертка.
Деревья – это не мусор
Городской Лесничий Игорь Корзун убежден, что ценности – это хорошо, но зеленые территории в городах спасет… капитализм.
- Не должно быть никаких КУП с закрытой отчетностью, которые расходуют бюджетные средства и не зарабатывают самостоятельно. Как только «Зеленстрой» перестанет быть унитарным предприятием, а станет открытым акционерным обществом с ежегодной открытой отчетностью, тут же получится и деревья грамотно сажать, и процент приживаемости увеличить, и специалистов толковых подобрать.
А там, убежден эксперт, и появится система образования в области зеленого строительства. И уже для новых специалистов озеленение городов не будет выглядеть как «выкопал яму, сунул прутик, закопал». Еще на этапе проекта парка или сквера они будут видеть его через десять и даже двадцать лет. Будут понимать, как растет каждое дерево, каждый куст, какую функцию он выполняет.
- И общественности не нужно будет определять, сколько деревьев посадить в городе, но она может контролировать деятельность таких организаций через местное самоуправление, - мечтает Игорь Корзун. - Но пока мы существует в той политической и социальной ситуации, в которой существуем, это невозможно.
И в той точке, где сегодня находятся беларусы, у них не так много инструментов влияние на ситуацию. Один из них – петиции.
И хотя на территории страны главная платформа, где публикуются обращения граждан, заблокирована, на ней по-прежнему идет сбор подписей. В том числе и под петицией № 5053 "Остановить уничтожение зелёных зон в городах Беларуси!", созданной Павлом Ноздрей (подписать из Беларуси можно, зайдя через VPN).
В ней обозначены основные проблемы городских зеленых территорий и возможные пути их решения. Среди которых мораторий на удаление высокорослых деревьев в городах, просьба высаживать в населенных пунктах лиственные высокорослые деревья, требование отказаться массовой высадки туй и других декоративных деревьев, а также необходимость введения административной ответственности за неправильный уход за зелеными территориями.
Павел Ноздря также убежден, что экологическим активистам по всей стране сегодня важно сотрудничать с природоохранными органами на местах, постоянно поднимать проблему зеленых насаждений, «писать обращения, направлять свои предложения, отслеживать проблему на местах».
- Нужно, чтобы местные власти озаботились качество озеленения городов, чтобы для них было важно рациональное использование средств на озеленение, - говорит зеленый дозорный. - На сегодняшний день общественный контроль – один из самых действенных механизмов.
- Пока мы существует в той политической и социальной ситуации, в которой существуем, это невозможно, - возражает Игорь Корзун.
По его мнению, максимум, который сегодня могут делать граждане, вести самостоятельный мониторинг зеленых насаждений собственного двора или небольших территории.
- Сделать план территории, описать каждое дерево, его биометрию, его особенности, птиц, которые там гнездятся и т.д., - советует Городской Лесничий. - Этот план может помочь в контактах с местными ЖКХ и чиновниками, даст им понять, что вы следите за деревьями, что вы заинтересованы в том, чтобы защитить ваши деревья.
При этом, говорит Игорь Корзун, нужно быть максимально объективным:
- Если в дереве есть дупло, не кривите душой, обращайтесь к специалистами, просите дополнительные обследования, чтобы понять, что делать дальше.
По мнению операторки «Зелёного телефона» Алены Дубовик, в той ситуации, в которой сегодня оказались беларусы, «стараться контролировать госорганы – опасно».
- Но сейчас можно подумать над тем, какую территорию вам важно сохранить и защитить. И понимать, на что хватает ваших сил.
Например, на то, чтобы полить деревья в засушливую погоду. Взять шефство над зелеными насаждениями около дома или офиса.
Или просить местные власти реже косить траву во дворе: мало кто задумывается, но отсутствие травы в жаркую погоду значительно увеличивает шансы молодых деревьев на мучительную смерть.
- Без приствольной растительности нарушается гидрологический режим зеленых территорий, влага в почве не сохраняется, - говорит Игорь Корзун. - С изменением климата нам важно сохранять травянистую растительность – лужайки – в городах.
Обращать внимание управляющих организаций и местных властей на изменение климата и обращаться к ним с предложениями высаживать в городах высокорослое лиственные деревья – также может быть работающей стратегией.
Впрочем, убежден Городской Лесничий, основная причина проблем, с которыми сегодня сталкиваются городские озелененные территории, кроется «не в том, что люди за ними не хотят ухаживать, а в том, что сама система хозяйствования в стране – чудовищная».
- Она заточена на то, чтобы обеспечить людей рабочими часами, а не на то, чтобы города были зелеными.