Взорвался склад с боеприпасами в России – или его часть
Пожар и взрывы на складе боеприпасов произошли в ночь на 18 сентября в небольшом городе Торопец в России. Что именно взорвалось – не сообщается. В городе ходят слухи, что только часть припасов, а российский МЧС тем временем сказал не выкладывать фото и видео, пригрозив Уголовным Кодексом.
Причиной пожара и взрывов стала атака украинских дронов, а точнее, падение их осколков, говорят российские чиновники. Результат – от десятка до двух десятков раненых и частичная эвакуация жителей в город Западная Двина в 50 километрах. Было эвакуировано 7 500 человек, пишет издание Doxa.
После обеда 18 сентября им разрешили возвращаться, но до 1 октября закрыли доступ в леса.
Чиновники написал, что ликвидацией последствий занималось около 150 пожарных и спасателей… А местная газета «Вся Тверь» сообщила, что повреждено 13 храмов. Про другие объекты они не сообщают, но пишут, что восстанавливать город направили около 100 строителей, начать планируют с выбитых взрывной волной окон.
Неужели взрыв был так велик? Косвенно на вопрос отвечает украинская сторона: «Это самый большой склад боеприпасов, который удавалось поразить за всю нашу войну», пишет телеграм-канал «Око Гора. Новости и аналитика».
Почему склад был так уязвим? Ирония в том, что, вроде, и не был – но только теоретически. Склады с боеприпасами в городе были «защищены» – по крайней мере, от ракетных и авиационных ударов, а также от «поражающих факторов ядерного взрыва», пишет российское инфоагентство «РИА-Новости» в 2020 перед окончанием строительства. На это обратили внимание российские пропагандистские каналы.
Из-за недостатка информации сложно сказать про ущерб самому объекту, но нам важен другой аспект. Напомним: беларусские атомщики верят, что БелАЭС выдержит падение самолёта и защищена от беспилотников.
Опасно ли это для беларусов?
Зачем были нужны взрывы? Для усиления давления на российские войска, объясняют в Институте изучения войны (ISW) из США. Подобные удары могут продолжиться, считают они. Экологические последствия подобных и иных военных действий являются довольно серьёзными.
Взрывы и пожар загрязнили почвы, подземные воды и воздух, и последнее может быть важно для Беларуси. Хотя город Торопец относительно далеко от границы – в 150 километрах примерно на северо-восток – но для передвижения воздуха это немного (показания по качеству воздуха в реальном времени в разных городах можно найти здесь).
На запах гари уже жаловались в Витебске, и с ветром эти вещества проникнут дальше. Куда и как далеко – вопрос погодных условий.
Что пишут об этом беларусские госСМИ? О качестве воздуха – почти ничего. Много пишут о погоде: в Беларуси тепло, ветер северо-восточный. Гидромет предупреждает о чрезвычайной ситуации по горимости, МЧС напоминает, что леса продолжают гореть.
Последствия не выглядят критично, но окна лучше закрыть
Возможное влияние взрывов на Беларусь мы обсудили с радиационным химиком Сергеем Бесарабом.
– Взрыв сравнивают с ядерным, корректно ли это?
– То, что его сравнивают с ядерным – неудивительно, учитывая и специфичную форму пылевого облака «гриба» и расходящуюся ударную волну. Такое я несколько раз видел в Украине, когда взрывались термобарические бомбы. Загрязнение в основном попадает в таком случае в воздух, а также в почвы прилегающих территорий. Речь по большей части о тяжёлых металлах и токсичных органических соединениях.
Тяжёлые металлы осядут поблизости с базой, а разные лёгкие кислотные оксиды (серы, азота) полетят дальше и тоже могут осесть, но уже как кислотные дожди. Но в целом краткосрочные последствия не выглядят токсикологически критично.
– Есть ли шанс, что загрязнённый воздух долетит до условного Витебска?
– Долетит, поэтому после подобных взрывов нужно следить за уровнем основных загрязнителей воздуха, за спутниковыми картами их миграции. Ну и не ходить лишний раз по улице, закрывать окна.
– А как понять, насколько далеко долетит?
– Только анализируя динамику распространения по спутниковым снимкам. Если речь о тяжёлых частицах, то это РМ2,5/PM10. Если о химических соединениях, тех же кислотных оксидах, то мониторить нужно уровень [оксидов серы и азота] SOx, NOx.
Например, SO2 можно здесь, NO2 – здесь (у NASA – ред. ЗП). Показатели [по твёрдым частицам] хорошо фиксируют спутники NOAA. Ну и также [в направлении распространения] играет роль направление ветра.
– Правильно ли я понимаю, что загрязнение более сильное, чем выбросы от заводов? Чтобы сравнить с чем-то ещё, кроме бомб.
– Тогда можно сравнить с пожаром на свалке, ну или промышленном складе, очень приблизительно. Смысл происходящего в том, что за ограниченное время выбрасывается много вредных веществ. Заводы выбрасывают столько же – но не за раз, даже на пике их выбросов вред для человека ниже, а после всё рассеивается в воздухе.