20.11.2022 / 17:11

 Хроники войны в Украине за октябрь.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

В этих хрониках вы узнаете, почему загрязнение почв – это очень серьезно; мы расскажем о том, что происходит на атомных электростанциях и как это связано с обстрелами энергосистемы Украины; как обстоят дела с природоохранными территориями Украины и как война влияет на миграцию птиц.

 

Больше всего страдают почвы

Загрязнение почв остается наиболее существенным негативным экологическим последствием войны. Происходит оно как в результате обстрелов, в том числе фосфорными бомбами, так и по причине попадания в землю топлива, тяжелых металлов, вызванных разрушением техники и инфраструктуры в целом. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины по состоянию на 13 октября, было уничтожено 15 616 единиц военной техники, в том числе две с половиной тысячи танков. Все это привело к дополнительным загрязнениям почв, вод и атмосферы. 

В начале осени представители Министерства окружающей среды Украины провели исследование, в рамках которого сделали 198 замеров почв на территориях, где велись боевые действия. Пробы показали, что в большинстве случаев содержание нефтепродуктов превышает допустимый уровень в 43 раза.

Полноценного исследования загрязнения почв в результате военного вторжения пока не проводилось. Некоторый анализ делают как государственные, так и гражданские общественные эксперты. Например, Украинская Природоохранная Группа совместно с UWEC Work Group.

Однако, как отметил Зелёному порталу глава Украинской Природоохранной Группы Алексей Василюк, это только предварительные исследования, которые не раскрывают всей картины негативных последствий.

Опасность загрязнения почв заключается в том, что, в отличие от воздуха и вод, это наиболее трудно очищаемая стихия.

То же загрязнение белым фосфором может сделать земли непригодными для сельскохозяйственной деятельностью на несколько лет, отравив и негативно повлияв на развитие флоры и фауны. Также опасным является загрязнение почв и нефтепродуктами, и тяжелыми металлами.

К сожалению, как показывает картина деокупированных областей, территории покинутые захватчиками фактически превращаются в свалки. На которых могут быть зафиксированы самые различные виды загрязнений.

Кроме того, нельзя забывать про то, что все они сегодня представляют собой заминированные зоны. Поэтому провести какие-то исследования, очистку территорий и перевести их в полноценное пользование можно будет только спустя годы после окончания войны.

Как говорят местные жители освобожденных восточных областей, если они после 2014 года за грибами несколько лет опасались ходить, то теперь леса и земли могут стать небезопасными на десятилетие.

 

Удары по энергосистеме

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

В октябре интенсифицировались удары по энергетической системе Украины, что создало как энергетические, так и экологические риски.

Так, по заявлениям Энергоатома, в этом месяце Россия перешла к новой стадии ядерного терроризма, активно обстреливая подстанции, которые связаны высоковольтными линиями с украинскими атомными электростанциями.

В случае повреждения этих подстанций, которые могут находиться на расстоянии 160 — 200 километров от АЭС, происходит отключение линий, которые передают электроэнергию от атомных электростанций в энергосистему Украины и обратно.

Их повреждение означает, что электроснабжение АЭС осуществляется от дизельных генераторов, что является чрезвычайной ситуацией и может означать отключение энергоблоков, перевод их в “холодный режим”.

Такая ситуация сложилась за последний месяц четырежды в случае с Запорожской АЭС, которая была отключена от линии в 750 кВт. Аналогичные проблемы возникли и с энергообеспечением Южноукраинской АЭС. Недавно из-за обстрелов пришлось останавливать работу энергоблоков Хмельницкой и Ровенской АЭС.

Напомним, что 50% энергетического микса Украины составляет как раз атомная генерация. Поэтому функционирование АЭС в столь непростое время является критически важным.

Украина уже приняла решение прекратить экспорт электроэнергии, что также будет иметь экономические последствия для страны. Восстановить утерянные рынки в будущем будет сложно. 

К сожалению, с высокой вероятностью именно энергосистема станет в преддверии зимы основным объектом атаки России. Это также будет иметь негативный эффект для экологии Украины, так как может привести к более активному использованию углеродного топлива.

Вторжение уже разрушило значительные мощности возобновляемой энергетики, которые сегодня для страны потеряны. Так, по данным Bloomberg, около 90% ветровой генерации Украины в результате военных действий выведено из строя. Значительно пострадала и солнечная энергетика.

 

Самые крупные заповедники Украины все еще находятся под оккупацией

Кинбурнская коса. Экосистемы на ее территории значительно пострадали в результате военного вторжения
Кинбурнская коса. Экосистемы на ее территории значительно пострадали в результате военного вторжения

Контрнаступление Украины уже привело к освобождению некоторых заповедных территорий. В частности, Двуречанского Национального парка и регионального ландшафтного парка Великобурлуцькая степь, известных тем, что на их территории находятся уникальные для Украины колонии сурков. Сегодня происходит освобождение Херсонской области, в частности национального парка Каменская сечь. 

Тем не менее наиболее крупные природоохранные территории, такие как Аскания-Нова, Азово-Сивашский национальный парк, Джарылгачский национальный природный парк все еще оккупированы.

Всего, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины, под оккупацией находится восемь природных резерватов и десять национальных парков. Судя по всему речь идет именно о территориях, захваченных в 2022 году. Один из самых богатых природным биоразнообразием регионов Украины – Крым – был оккупирован еще в 2014 году.

Несмотря на военные действия, работа на природоохранных территориях продолжается, так как в некоторых заповедниках, например, в Аскания-Нова, она не может быть остановлена. Многие интродуцированные тут виды, например, крупнейшее в Европе стадо сайгаков, с высокой вероятностью не выживут без помощи человека. Особенно в условиях наступающей зимы.

Так как линия фронта подступает к заповедникам и национальным паркам, работа в них становится все более опасной. Это связано не только с обстрелами, но и с усилившимся со стороны оккупантов поиском диверсантов.

Так, в начале октября сообщалось о похищении Леонида Янчишина и Александра Лыкова, работников Черноморского биосферного заповедника, занимавшихся охраной уникального реликтового леса Гилеи.

Оценить масштабы преследования сегодня нельзя, так как данные о преследовании на оккупированных территориях местных жителей, в том числе эко-акивистов и защитников природы, становятся публичными только после освобождения областей.

Однако не только восток Украины страдает сегодня из-за войны. Особую озабоченность природоохранников вызывает и север, Полесье, где с целью предотвращения возможного военного вторжения из Беларуси происходит укрепление приграничной зоны. Это может нанести вред 120 тысячам гектаров природоохранных территорий, многие из которых входят в европейскую Изумрудную сеть. 

При этом, по мнению главы Украинской Природоохранной Группы Алексея Василюка, куда эффективнее даже с точки зрения укрепления границы будет не развивать инфраструктуру этих территорий, строя новые дороги. А наоборот, организовать тут зоны покоя, куда может вернуться дикая природа, оставив заболоченные территории в наиболее первозданном виде.

Это решение показало себя эффективным в первые месяцы полномасштабного вторжения, когда тяжелая техника не смогла преодолеть наиболее дикие участки Полесья. А затопление поймы реки Ирпень позволило остановить танковое наступление на Киев.

В случае же развития инфраструктуры пограничья, будет не только нанесен непоправимый ущерб природе, но и построены дороги, организованы линии снабжения. Использовать которые, кстати, можно в обе стороны, в том числе и в случае военного вторжения.

 

Сезонный перелет птиц вновь оказался под обстрелом

До войны на Кинбурнской косе гнездились разнообразные популяции птиц
До войны на Кинбурнской косе гнездились разнообразные популяции птиц

Деоккупация юго-востока Украины по времени совпала с сезонным перелетом птиц, что вызывает новые опасения орнитологов об изменении маршрутов миграции. Которые по-прежнему проходят через зоны боевых действий.

Продолжаются обстрелы и таких значимых мест птичьих стоянок и гнездования как Нижний Днестровский Национальный парк и Кинбурнская коса. Последняя особо пострадала летом из-за вызванных обстрелами пожаров. С учетом того, что интенсивность военных действий в районе той же косы будет только нарастать, велика вероятность того, что война уничтожит заболоченный Лес Геродота, который описывал еще древнегреческий историк. Это приведет к потере уникальной для биоразнообразия всего региона территории. 

Страдает от войны весь юг и юго-восток Украины. Как рассказывает начальник научного отдела парка Тузловские лиманы Иван Русев, война уже привела к тому, что в этом году тут значительно сократилось гнездование птиц. Были дни, когда в парк прилетало до двухсот снарядов. Конечно же это отразилось на дикой природе. Птицы вынуждены были покинуть привычные места и отправиться на гнездование туда, где нет пожаров и взрывов.

В совокупности с изменением климата война может привести к тому, что некоторые популяции птиц изменят маршруты миграции.

Так, с учетом потепления, многие птицы могут остаться зимовать в Европе. Об этой тенденции орнитологи уже писали, отмечая, что хотя сезонная миграция в первую очередь связана с уменьшением солнечного дня, птицы способны принимать более “тонкие решения”.

Конечно же это приведет к серьезным экосистемным изменениям, предсказать последствия которых мы сегодня не можем. Кроме того, изменение климата приводит к аномальным погодным явлениям, когда, например, за теплым декабрем и январем придут февральские морозы, птицам негде будет находить пищу и они погибнут от холода. 

Пока ученые не могут предсказать последствия влияния войны на популяции птиц и их миграционные маршруты. Первоначальные выводы можно будет начать делать в следующем году. Однако для их получения необходимо проводить полевые исследования, чтобы заново заработали станции кольцевания на юге и юго-востоке Украины. А это будет возможно только в случае прекращения военных действий. 

* * *

В ноябре Украину ждет не только освобождение оккупированных территорий, но и продолжающиеся целенаправленные обстрелы энергетических центров. Это создаст новые риски экологических катастроф. Отключение от электроснабжения приводит не только к тому, что нарушается система отопления, энергоснабжения городов и сельской местности. Также это означает сбои в работе, например, атомных электростанций, очистных сооружений. Все это может привести к выбросам, последствия которых будут катастрофичными и долгосрочными. 

Однако также в ноябре Украина сможет еще раз заявить о себе и вызванных полномасштабным вторжении проблемах на международном уровне. В частности на конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата, где страна представляет свой собственный павильон. Это позволит консолидировать действия мирового сообщества по предотвращению катастрофических последствий военного вторжения. Что дает луч надежды. 

Мы будем продолжать следить за экологическими последствиями военного вторжения России в Украину в наших хрониках. Следующий выпуск вы сможете услышать и прочитать на Зелёном портале в начале декабря. Берегите себя и природу.

 

Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Spotify

Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Google Podcasts

Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Apple Podcasts

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость