Мы оказываемся в Государственном Лесохозяйственном Учреждение «Кореневская экспериментальная лесная база Института леса Национальной академии наук Беларуси». Звучит серьёзно! А на практике это ещё и красивое здание, которое является ключевым пунктом связи между представителями лесной базы и их трудом – питомником растений.
В Гомельской области это не единственный питомник с декоративными и новогодними растениями, но единственный, кто согласился помочь Гомельскому Зелёному порталу разобраться, что к чему. Остальные отказали в репортаже о новогодних красавицах. Видимо, это большая тайна производственного процесса или Кореневская база рада гостям и не боится рассказать всё, как есть. В наше небольшое путешествие по питомнику с новогодними ёлками мы отправились с начальницей питомника Викторией Цалко.
– Самый распространённый миф, что с питомника ёлка не пахнет. А в чём разница между ёлкой с питомника и леса? Ни в чём! Пахнут они одинаково. Сколько мы торгуем на ярмарках, люди интересуются этим в первую очередь. Они подходят, нюхают, но что вы хотите унюхать, когда мороз -12?! У ёлочек все поры закрыты, они ни чем не будет пахнуть! А вот когда вы её уже привозите домой, её иголочки от веток распушатся, поры раскроются и квартира наполнится ароматом Нового года. Но даже и те, кто отказался от живой ёлки или сосны, ставят искусственную, всё равно приходят на рынок, чтобы купить лапку ёлки.
А как «рождаются» символ зимних праздников?
– Есть два способа заготовки новогодних ёлок: или вырастить их, или заготовить их из верхушек больших деревьев на рубке главного пользования. Когда лесники приходят в лес, для них там делянка отведена, но их интересует древесина, а не кроны. Тут в дело включаемся и мы, роемся в отходах лесосечного производства, но, сами понимаете, это проблематично, редко что-то находится презентабельного вида.
Сначала ёлочки высаживают в теплицах, как эти малыши – сосны в теплице опытных работ института леса. Затем ёлки и сосны пересаживают в землю. И остаётся ждать. Долго.
– Ёлочки у нас по возрастам высаживаются. Самым маленьким здесь – два года, побольше – девять лет – вот они отправятся на новогодние ярмарки.
Есть и плантация новогодних елей, но деревья не готовы к использованию для продажи, маленькие ещё очень. Сейчас в новогодние ели превращаются те, что мы выращиваем как декоративные саженцы. Люди по весне покупают их для украшения дачных участков, зелёной изгороди, а сейчас – это главный атрибут Нового года. Кстати, в прошлом году мы выращивали голубые и зелёные ёлки в кадках, но это слишком дорогое удовольствие и не все могут себе это позволить. В этом году мы отказались от этой практики.
А как климат для лесных красавиц в нашей области?
– В Гомельской области ёлочкам выжить сложнее, так как они, более северные жители. В лесу наша ёлка часто усыхает, слишком для неё тепло. Поэтому спасают плантации новогодних деревьев.
Что выбирают покупатели?
– Большой популярностью пользуется голубая ёлка, как экзотика. А у кого ностальгия с детства, тот больше предпочитает зеленую ёлку с леса, чтобы пахло.
В прошлом году рано начали дежурить, нежеланных гостей это отлично отпугивает. В питомнике установлены здесь фотоловушки, камеры, ранее этого не было, так ёлочки десятками выносили.
Где берёте семена для ёлок?
– В Гомельской области насаждений еловых нет, так как ареал ёлки – Север, у нас неоткуда собирать семена. Если была бы такая возможность, мы бы собирали шишки и обрабатывали их благодаря всему необходимому оборудованию в институте леса. Но нет, мы покупаем семена.
«Мы пропалываем ёлки, очищаем ей площадь питания, следим за ними, видим, чего им не хватает – воды или удобрений и подкармливаем их. Гербициды мы не используем, они уменьшают прирост процентов на 30».
Маленькие ёлочки очищаются от сорняков вручную, а для больших исользуется мотоблок. Этого можно было и не делать, но тем самым формируется нижние веточки ёлок.
Совет!
Прежде, чем вооружаться топором и энтузиазмом, вспомните: на предновогодних ярмарках вас ждут такие же пушистые деревья, выращенные специально для этого праздника. Да и штраф, кстати, в размере более 7 миллионов (в денежном эквиваленте до деноминации) тонко намекает, что самовольничать не стоит.