22.06.2016 / 00:06

Веганская еда, приготовленная своими руками и без применения различных средств пищевой химии – о таком мечтают многие люди, решившие перейти на такой тип питания. Но не все готовы экспериментировать и самостоятельно её готовить. При этом, в отличие от Европы, в наших магазинах крайне сложно найти веганские продукты. И вот недавно в Гомеле появился замечательный проект – этичная кухня «Luk». С его создателем, Андреем Навоевым, мы поговорили о здоровом питании, веганстве и отношении людей к такой инициативе.

— Как возник проект Luk?

— Проект, как идея, возник спонтанно. Мне хотелось заниматься тем, что мне нравится и по возможности цеплять аудиторию, тем самым задавая вектор развития. По этому «Лук» - это совокупность моих навыков и знаний, обращённых к людям.

Андрей Навоев
Андрей Навоев

— Какие проблемы были в момент создания кухни Luk, и насколько его развитие совпало с твоими планами и ожиданиями?

— Проблем в создании не возникало, быть может потому, что проект является сугубо домашним. Было пару моментов с доставкой цельнозерновой муки, но они не существенны.

Какого-то стремительного развития я не ожидал, понимая, что люди у нас ещё не готовы принять такого рода идею. На данном этапе становления всё идёт так, как должно.

— Ассортимент продуктов, которые ты предлагаешь, постоянно растёт. Ты расширяешь его, глядя на спрос покупателей или это твои личные кулинарные поиски и эксперименты?

— Что касается ассортимента – это то, что я могу делать очень хорошо. То, что я предлагаю людям, сделано качественно и с душой. Я полагаюсь в этом вопросе на критерий эффективности продукта для достижения конкретных целей.

— Что из них изначально было «беспроигрышным вариантом», то есть пользовалось спросом, а что ты начинал делать, не зная – заинтересуются ли люди?

— Честно говоря, беспроигрышных вариантов у меня не было. Я делал, зная, что каждый продукт, который выходит из моих рук, будет пользоваться спросом. А какой ажиотаж и резонанс он вызовет, меня не заботило. Людям ведь всегда интересно что-то новое. Сейчас пользуются спросом арахисовая паста и халва. Мне самому очень нравится их есть.

— Ты позиционируешь свой проект, как веганский. Для тебя веганство, в первую очередь, этический выбор или диетический, продиктованный соображениями здоровья?

— Для меня веганство – это продиктованный эффективностью выбор. И это распространяется не только на пищу. Что я понимаю под эффективностью? Это соответствие целям конкретного человека в определённой ситуации. То есть это не универсальный выбор, а личный, примеряемый к собственной личности.

— Отказ от мяса и молока – вопрос всегда спорный. И споры эти никогда не утихнут, пожалуй. Как ты сам пришёл к этому? Изучал какие-то медицинские аспекты или просто решил попробовать?

— Да уж, спорный. Я сам к этому пришёл, как и многие. Услышал от друга, потом ещё от одного и в какой-то момент получаемой информации стало слишком много, и я бросился в омут с головой. Теперь мне так приятнее жить.

Что касается изучения каких-то научных трудов, я перелопатил много литературы и всяческих статей на этот счёт. Но это никогда не станет в один ряд с собственной практикой и наработанным опытом. Каждый человек уникален. Для каждого всё сугубо индивидуально, да ещё и зависит от конкретного промежутка времени.

— В чём сложность приготовления веганской еды? Набор ингредиентов всё-таки сужается и, наверное, чем-то приходится жертвовать?

— У меня сложностей с приготовлением нет. Я умудрённый опытом, уже имею за своими плечами некоторые хитрости, применив которые веганскую еду не отличишь от традиционной. В 21 веке хватает альтернатив любому продукту животного происхождения, так что о жертвенности говорить неудобно и провокационно.

— Отдельно хочу спросить о выпечке хлеба. Все специалисты говорят, что делать натуральный хлеб в домашних условиях – довольно сложно. Как долго тебе пришлось экспериментировать, чтобы найти свой рецепт и всегда получать качественный хлеб?

— Касаемо хлеба, который я выпекаю, единственной сложностью было найти цельнозерновую муку хорошего качества. Экспериментировал я около недели. Главная работа велась со специями, которые я добавляю при выпекании. Это всегда сложный процесс.

— Оценивая то время, которое прошло с момента запуска проекта, что изменилось? Как меняется отношение людей к твоей еде?

— Проект ведь совсем молодой, ему только пару месяцев. Поэтому о каких-то изменениях пока сложно говорить. Меняется только моё восприятие проекта. Интерес людей пока не массовый.

— Вегетарианство и веганство сегодня становятся более популярными. Но, как и в случае с любой модой, часть людей не слишком серьёзно подходят к этому. Как ты считаешь, в Беларуси всё-таки есть будущее у индустрии веганской продукции или это временная мода, и долго жить будут только те проекты, что делают ставку на идею, а не бизнес-модель?

— Я тоже замечал такую тенденцию. Тот, кто относится несерьёзно, очень быстро теряет интерес. Но даже среди таких людей появляются верные приверженцы данного образа жизни.

В Беларуси развитие такого движения вряд ли вызовет «бум» в головах людей. Как бы прискорбно это не звучало. Большинство воспринимают вегетарианство в штыки, и это ещё больше тормозит изменения. И ничего не поделаешь, менталитет меняется и укореняется десятилетиями. Можно только пытаться привить другие ценности новым поколениям. Так что и идея и бизнес-модель имеют равные шансы на успех, я думаю.

— Большинство покупает твою еду просто потому, что она вкусная, или для людей важно, что это натуральная еда, без химических добавок?

— Люди покупают просто из-за вкусовых ощущений. Во всяком случае, я так думаю. А натуральность еды – это лишь приятный бонус.

— На странице Luk много постов о пользе тех или иных продуктов. Как ты считаешь – стимулирует ли такая информация мышление людей? Помогает изменить их привычки в питании? Возможно, были какие-то примеры – люди, почитав твой паблик, стали питаться по-новому?

— Информация, которую я даю в группе, это просто ознакомительный контент. И стимулировать таким образом вряд ли кого-то можно. Я более умело могу информировать людей в роли спикера. Читая мой паблик, возможно, кто-то и задумается над каким-то аспектом жизни, в частности о нюансах системы питания, и это уже будет хорошо. Примеры есть, когда общаясь с людьми, я имел какое-то влияние на их образ питания. Но тот, кто не хочет слышать – не услышит.

— Что ты понимаешь под экологичным продуктом питания? Можешь ли назвать все свои продукты таковыми?

— Экологические продукты, по-моему, это те, что выращены на абсолютно чистой почве в абсолютно идеальных условиях. Солнце, вода, воздух, уход. И используемые мной продукты я к таковым отнести не могу.

— И есть ли, на твой взгляд, разница между экологичным и здоровым питанием?

— Мне сложно ответить на такой вопрос. Я такими понятиями в своей жизни не апеллирую. Как я уже говорил, для меня, на сегодняшний момент есть только понятие эффективности.

Но если попытаться ответить, то здоровое питание для каждого своё. В идеальных условиях, конечно, питаться чистыми продуктами нужно всегда. Только в современных реалиях добиться этого очень трудно.

— Какие планы на будущее у тебя? Каким видишь развитие твоей кухни Luk?

— Планы на будущее есть, и это хорошо. Думаю, что буду смещать вектор кухни в сторону производства. Делать доставку фаст-фуда затруднительно. Поэтому, будут в будущем только продукты питания. Я вижу будущее этого проекта лучезарным и бесконечно светлым. Ещё одной его ветвью я хочу сделать лекции и консультации на различные темы.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость