По их словам, утром в среду около дома появились люди, которые утверждали, что пришли решить вопрос с самовольно высаженными деревьями. Но о самовольных посадках, утверждает одна из жительниц дома на Пугачевской, и речи не было.
«К субботнику 22 апреля на дверях наших подъездов появилось объявление о приглашении жильцов поучаствовать в озеленении придомовой территории . На следующий день приехал трактор, который взрыхлил эти затоптанные дорожки. Я позвонила в ЖЭС по указанному на объявлении номеру и выразила желание поучаствовать в посадках», – рассказывает она.
Выходит, что жители дома откликнулись на предложение ЖЭСа, сами посадки ЖЭС контролировал и координировал. Но деревья все равно засохли.
Это же подтвеждается и в официальном ответе Зелёному порталу.
Почему же деревья погибли?
“ЖЭС прывёз пасадачны матэрыял, які выявіўся няякасным. І хаця з самага пачатку дрэвы былі ў вельмі кепскім стане, мы саджалі іх ва ўзгодненых з камунальнікамі месцах. Жыхары штодня палівалі іх”, – объясняет ещё одна жительница того самого дома Татьяна Нядбай.
Видя, что первоначально посаженные деревья в плохом состоянии, местные жители попытались исправить ситуацию и высадили около дома еще три дерева с закрытой корневой системой, купленные за свой счет на Комаровском рынке.
“Мы зрабілі гэта па ўзгадненні з ЖЭСам і пасля кансультацый з “Зеленстроем”, вырылі ямкі ў дазволеных ЖЭСам месцах і высадзілі дрэўцы, не руйнуючы землянога кома, каб не пашкодзіць карневую сістэму. Падсыпалі ў ямкі грунт і пасля штовечар палівалі іх”, – утверждает Татьяна Нядбай.
Да, садили уже в июне, и это не лучшее, но возможное решение, подчеркивают жители Пугачевской, 24.
Однако журналист портала, утверждают жильцы, не оценил их старания и своим критическим материалом нанес больше вреда, чем пользы. На статью отреагировала администрация Советского района. И реакция оказалась жесткой, говорят жильцы: администрация приказала убрать установленный ЖЭС за счет людей заборчик вокруг вытаптанной тропинки и удалить все якобы самовольно посаженные и засохшие деревья.
Жильцам дома на Пугачевской, 24 удалось отстоять живые посадки. Этой ситуации, по словам Татьяны Нядбай, могло бы и не быть, если бы на Зелёном портале не появилась публикация в том виде, в котором она появилась.
“Каб артыкул не быў такім аднабокім, варта было б лепш разабрацца ў сітуацыі, узяць каментар ЖЭСа, напісаць пра тое, што людзі самі паліваюць, за свой кошт набываюць грунт, траву, кусты. Замест гэтага – размахванне шашкай, крыўда на, можа быць, сказанае рэзкае слова. Між тым, варта зразумець прыроду гэтай рэзкасці: яна якраз і вынікае вось з такой таксічнасці асяроддзя, калі замест абяцанай дапамогі, да якой жыхары былі гатовыя, яны спрэс атрымліваюць перашкоды, – говорит Татьяна Недбай. – Увесь артыкул у выніку з’яўляецца значна большым злом, чым некалькі сапраўды засохлых дрэўцаў: акрамя ўвядзення ў зман адміністрацыі раёна, акрамя завуаляванай абразы жыхароў і змяшчэння акцэнтаў, мы маем яшчэ і забіццё патэнцыялу грамадзянскай актыўнасці, таму што пасля такіх тэкстаў апускаюцца рукі. Калі на ўвесь дом знайшлося два з паловай чалавекі, якія за свой кошт набывалі матэрыял і палівалі сваімі сіламі дрэўцы штодня, дзейнічалі ў шчыльнай супрацы з ЖЭСам і экспертамі “Зелянстроя”, у выніку такой вось публікацыі адчуваюць сябе абылганымі і вымушаныя апраўдвацца, даводзіць, што не дурні”, – говорится в письме от имени Татьяны, которое получил Зелёный портал.
Что ж, мы согласны, что материал о том, как не нужно сажать деревья в городских дворах на примере Пугачевской, 24, действительно был критическим. И недостаточно проработанным.
Мы, безусловно, могли помочь жителям этого конкретного двора консультацией до начала посадок. Для этого все желающие могут обратиться за помощью к нашему Городскому Лесничему Игорю Корзуну, получить консультацию Зелёного телефона, а также прочитать вот этот материал, в котором подробно описывается весь алгоритм посадки деревьев и кустарников во дворах Минска.
Приносим свои извинения активистам из дома №24 по улице Пугачевская, которые всего только хотели сделать свой двор чуточку зеленее. И надеемся, что оставшиеся деревья и кусты в их дворе приживутся и будут радовать жителей.