Для того, чтобы разобраться, какие перспективы ждут береговую линию реки Мухавец от моста бульвара Шевченко до Брестской крепости, создатель портала «Реальный Брест» Денис Марук обошёл множество кабинетов, встретился с главным архитектором города и главой администрации Ленинского района, поднялся на крышу высотки и даже проник на территорию режимного объекта под охраной камер видеонаблюдения.
Долгие годы Набережная Франциска Скорины имела лишь одно развлечение – теплоход «Гродно». И была непростительно забыта брестскими чиновниками. Но после открытия здесь в прошлом году фонтана, укладки тротуарной плитки, установки нового осветительного оборудования, набережная всё больше притягивает горожан, становясь излюбленным местом отдыха, где порой уже становится мало места всем желающим активно отдохнуть.
Набережная постепенно, как и мечтают нынешние городские власти, превращается в продолжение улицы Советской, где стремятся совершить свой променад брестчане и гости города на всевозможном экологическом транспорте, с собачками или без. И это хорошее решение, чтобы разгрузить Советскую, на которой из-за велосипедистов и роллеров регулярно возникают аварийно-опасные ситуации, а кататься на сигвеях и четырехколёсных велосипедах уже практически негде.
Теперь на Набережной много развлекательных аттракционов для детей, прилавки с мороженым, кислородными коктейлями и попкорном. Но всё это лишь в центральном сквере с фонтаном, напротив пристани, а «шаг вправо, шаг влево» – тишь да гладь. Только небольшое кафе с разливным пивом и единственным туалетом на всю округу. Отдыхающих спасают только кусты. Точнее – спасали, когда здесь не было такого пешеходного потока.
«Место притяжения брестчан и гостей города надо растягивать»
В преддверии Дня города Бреста на Набережной продолжаются работы по установке второй очереди турникетного ограждения, длина которого составит без малого 400 метров. Его стоимость в эквиваленте 15 000 $, чтобы не путать вас суммами с ноликами и без: до и после деноминации соответственно.
Вдоль береговой линии, на предварительно оштукатуренный бетонный парапет, рабочие монтируют ажурные металлические решётки. Ограждение из оцинкованной стали помимо эстетического назначения является важным элементом безопасности людей у воды.
По завершении работ турникетное ограждение вдоль реки протянется до улицы 17-го Сентября. Это станет ещё одним важным этапом в реконструкции Набережной Франциска Скорины, которая будет полностью завершена к тысячелетию Бреста.
С одной стороны, городские власти предлагают инвесторам открывать на береговой линии бары, рестораны, летние кафе. С другой стороны, отсутствие канализации и водоснабжения в прибрежной зоне не даёт возможности реализовать эти проекты согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям для торговых объектов общественного питания.
В связи с этим, лакомые кусочки земли рядом с Набережной остаются пустыми и используются для выгула собак. Недавно тут разместился небольшой картинговый стадион. Может оно и к лучшему – будем меньше кушать и больше двигаться.
Антивандальные тренажеры
«Недавно мне, как местному аборигену земли прибрежной, довелось принять участие в обсуждении вопроса: где именно должны расположиться антивандальные уличные тренажёры на набережной? – рассказывает Денис Марук. – На встрече с главой администрации Ленинского района Геннадием Борисюком и главным архитектором города Николаем Власюком мы решали, где именно расставить правильно запятые в предложении «в центральном сквере нельзя растянуть вместе с новым ограждением».
Почти каждый день гуляя по Набережной, я считаю, что занятия спортом носят несколько уединённый характер, и логичнее всего тренажёры было бы растянуть до 17 Сентября, коль уж туда нацелены строители до Дня города. Я попросил всех заинтересованных лиц прогуляться…
Несмотря на то, что растяжение расположения тренажёров обходится несколько дороже (одна общая площадка для десяти спортивных объектов гораздо меньше, чем в итоге для каждого отдельная), все вместе мы приняли решение растянуть культурное и спортивное пятно Набережной. Но когда антивандальные тренажёры появятся на набережной – вопрос открытый, так как в реализации этой идеи желательно обойтись без бюджетных средств…»
А дальше улицы 17 Сентября что?
Дальше, где кончается парапет, который в ближайшее время приобретет законченный, ухоженный и безопасный вид, начинается аллея старых лип и могучего граба-краснокнижника, вернее, то, что от неё осталось.
Пять лет тому назад бывший председатель горисполкома взялся за Набережную с размахом: вбили в реку сотни металлических свай, навезли земли, залили похожие на доты бетонные сооружения. От машин, забивающих сваи, дрожали берега, в 14-этажных домах появились трещины… Но денег на размашистую многоуровневую набережную не хватило. Недостроенные бетонные сооружения превратились в естественный береговой ландшафт и заболоченные руины.
Однако, сайт горисполкома пишет, что Набережная Франциска Скорины будет полностью завершена к тысячелетию Бреста.
Какие именно перспективы ждут прибрежную линию?
«Я задавал этот вопрос многим и в разных кабинетах, и никто не знает, что будет дальше улицы 17 Сентября. Или не хотят говорить. По крайне мере я сделал всё, что мог, и продолжаю свой рассказ и путешествие по берегу с чистой совестью, держа в уме мысль, что набережную таки пробьют когда-нибудь до Брестской крепости, как это неоднократно в СМИ обещали брестские чиновники, – продолжает редактор «Реального Бреста». – Топая снизу по берегу или сверху по дороге в сторону Брестской крепости мы встречаем на своём пути кафе «Ташкент», известное своими ночными фейерверками и шумными просмотрами спортивных трансляций до двух часов ночи».
Ещё во время активного забивания свай и других строительных работ, среди соседей шли разговоры, что хозяева кафе «Ташкент» хотят использовать эту, аккурат напротив «случайно» построенную, пристань под плавучее питейное заведение и вообще расширить свои владения за счёт береговой линии. И действительно, вместе с расширением подъездной дороги к кафе с новыми фонарями её начали отгораживать до реки, замахнувшись на общий берег. Жители ближайших домов возмутились, стали писать коллективные письма, жалобы, произошли встречи с градоначалием на берегу Мухавца.
Соседи отстояли тогда общее достояние горожан и ограждение не было установлено, но всё равно в живописном месте над рекой кафе зримо увеличивает свои посадочные места, прижимая узкую тропинку к бетонным сооружениям.
На месте бывшей гребной базы, которая в своё время срубала старые липы и до воды возвела забор, теперь чувствуется явное присутствие строителей каждый день – завезён песок, вырисовалась площадка.
Что будет на этом месте? Все молчат. Брестчане хотят верить, что тут возведут дорожки или спортивную площадку, а не затеят строительство очередной парковки.
«Далее моя прогулка упирается в забор речного порта, который хотят частично перенести в другое место. Брестский речной порт представляет собой сложную структуру. В него входят и флот, и портовые сооружения, и административный комплекс. Сама гавань разделена на две части. Одна из них находится в районе улиц Интернациональной и Ленина, вторая – в районе Гузней, недалеко от городской больницы. Однако сейчас реализуются планы по переносу порта в Ямно.
Для того, чтобы продолжить свой рассказ о перспективе продления набережной до Брестской крепости мне необходимо проникнуть на территорию двух режимных объектов, чтобы всё-таки получить ответ на свой вопрос. Другого выхода у меня не было – никто из чиновников не хотел говорить о том, какие препятствия в виде сооружений или коммуникаций могут ждать будущих пешеходов береговой линии, стремящихся дойти до Брестской крепости вдоль реки Мухавец.
И что я вам хочу сказать? Там вообще никаких проблем, кроме жуткого обмеления после шлюза почти перед самым берестейским мостом. Порт вообще похож на готовое курортное место отдыха с корабликами, а ТЭЦ находится параллельно речному порту за высоким забором. Зайдя на проходной в порту по улице Ленина, я незаметно для всех, предварительно упёршись в бетонный забор с колючей проволокой рядом с пороховым погребом на Машерова, вышел через другую проходную того же порта.
Никакие сооружения, трубы, приспособления не помешали мне пройти по берегу реки до Брестской крепости, кроме одного пролёта забора речного порта на входе и выходе соответственно.
Так что ... поживем-увидим ...»