У Беларуси теперь свой уникальный подход и к климатическому кризису. По словам главы Минприроды Андрея Худыка, мы получаем из него выгоду: «На сегодняшний день мы не только адаптируемся под изменяющийся климат, но и получаем пользу от этого. Как мы видим, наши сельское и лесное хозяйства работают стабильно, наращивают объемы и улучшают экономику».
Как же это работает? Министр признаёт и изменение климата, и важную роль антропогенного фактора в этом процессе, но, чтобы картина не выглядела столь удручающе, он говорит, что это всё как бы и проблема, но не то чтобы настоящая.
Раз по прогнозам учёных вся Беларусь через 30 лет на уровне гидрометеорологических показателей будет как нынешняя северная Украина, нам надо просто начать выращивать то, что выращивают там. И это, оказывается, будет «получение выгоды, а не только адаптация под меняющийся климат».
При этом не совсем ясно, как мы будем налаживать внутренний рынок сельхозпродукции с новым наполнением, кому будем экспортировать новые товары и каким образом будем восполнять потери тех продуктов, которые перестанем выращивать на своей территории. Складывается ощущение, что единственным экономическим показателем для министра является объём собранного урожая. Много вырастим – хорошо. А что будем с выращенным делать, уже не так важно. Это в речах для попагандистских СМИ можно просто не упоминать.
И ведь не скажешь, что адаптация сельского хозяйства – это плохая идея. На уровне тактики это именно то, что сейчас и следует делать. Но, во-первых, не стоит подавать адаптацию под катастрофу таким образом, будто это что-то прекрасное для страны. А во-вторых, надо помнить, что главная задача – это смягчение кризиса как такового.
А если «политикой партии» станет идея, что мы из экологического кризиса получаем выгоду, то зачем нам с ним вообще бороться? И вообще, значит, это никакой и не кризис, а нейтральные изменения, которые мы использовали себе на пользу.
Но это же просто абсурд! Если в доме слишком сухой воздух, то покупка увлажнителя – это адаптация к неблагоприятным условиям, а не извлечение выгоды из сложившейся ситуации.
Но если увлажнитель воздуха точно решает проблему, то адаптация сельского хозяйства и экономики в целом под изменение климата – это сложный и рискованный процесс, котороо попросту нельзя избежать.
Но нам по старой доброй привычке рассказывают, что в стране всё прекрасно – и климатический кризис нам не страшен, и вообще у нас всё под контролем. Экономика развивается, мы из всего умеем получить выгоду, а если из чего-то всё же не умеем, то мы об этом просто промолчим.
Ведь красивая картинка изменится, если сказать, что из-за мороза в конце марта местами погиб рапс, из-за чего пришлось пересеивать целые поля, а из-за тёплой зимы в хранилищах испортилось много картофеля.
А если вспомнить историю Натальи Гусевой, уборщицы в колхозе «Заря» Глусского района Могилёвской области, которой за 27 рабочих дней в декабре 2019 насчитали 70 рублей... то станет окончательно ясно, что не всё так сказочно прекрасно в процветающем сельском хозяйстве Беларуси.
Но министр и дальше будет убеждать себя и окружающих, что всё в порядке, а климатический кризис – это окно новых возможностей для нашей экономики. У него работа такая.