Один кабель и 130 страниц замечаний?
Про халтуру китайцев рассказал 19 июня в Москве заместитель премьер-министра Владимир Семашко. По словам вице-премьера, от кабеля требовалось, чтобы он не загорался при попадании агрессивных химических веществ. Стороны пытались разобраться, соблюдено ли это условие и подтверждено ли сертификатами. История растянулась на пару лет, и запланированный на 31 декабря 2015 года запуск завода пришлось отложить. Хотя точная причина задержки неизвестна.
По словам активистов из Светлогорска, ссылающихся на строителей, проблема не только в кабеле: поставщик оборудования и технологии из ЕС составил перечень недостатков при возведении завода аж на 130 страницах.
В частности, он указал на прорыв трубопровода. Руководство Светлогорского целлюлозно-картонного комбината, на базе которого строится завод сульфатной белёной целлюлозы, в марте отрицало этот факт и сообщило, что не в курсе ни о каких 130 страницах, а информация о прорыве — служебная. Оно также не подтвердило, что запуск отложили из-за некачественно выполненных работ.
Госконтроль оптимизировал сроки
Возможно, обсуждение с генподрядчиком продолжалось бы и дальше, но вмешался катализатор процесса.
— Глава государства поставил задачу ввести производство до 7 ноября текущего года. В связи с этим роль Комитет госконтроля возрастает, максимально усилим здесь контроль, — сказал в январе Леонид Анфимов, председатель КГК Беларуси.
Ранее речь шла о конце 2017 года, хотя завод был готов на 95%, оставалось только подключить электричество и завершить пусконаладочные работы.
Вместо круглой древесины — шёлк
Владимир Семашко рассказал 17 июня журналистам о том, насколько завод нужен государству. Когда он выйдет на проектную мощность, Беларусь перестанет импортировать белёную целлюлозу, а, напротив, начнёт сама продавать её за границу.
— Можно также делать вискозную целлюлозу, а из неё — штапельную ткань для своего, беларусского шёлка, — сказал он в эфире светлогорского телевидения. — Мы уже договорились с одной западной фирмой, и зреет большой проект на 300-350 миллионов долларов на базе Светлогорского ПО «Химволокно».
Заместитель премьер-министра также уточнил, что целлюлозно-картонный комбинат, на основе которого строят новое производство, не будет набирать новых людей. Он повысит зарплаты работникам, перестанет работать в убыток и расплатится по кредитам.
Завод — способ быстро «осовременить» деревообработку?
Предприятие важно для государства: оно позволит реализовать цели госпрограммы «Беларусский лес» на 2016-2020 годы и других стратегических документов. В частности, модернизировать деревоперерабатывающие предприятия.
Лесное хозяйство Беларуси давно критикуют за то, что наш экспорт состоит преимущественно из продукции с низкой добавленной стоимостью. Иначе — мы продаём сырьё, не зарабатывая на его переработке.
В 2016 году в течение примерно 9 месяцев президент запрещал продавать необработанную круглую древесину за границу, потом разрешил и после, в январе 2017-го, снова пригрозил запретом.
Александр Лукашенко напомнил, что переработка должна идти внутри страны. Ирония в том, что одним из крупнейших потребителей видят Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат и, в частности, новенький, но не запущенный завод сульфатной белёной целлюлозы.
Диоксид хлора остаётся в техпроцессе
Совершенно неожиданно китайцы сыграли на руку экологам, хотя и не решили проблему.
— Работа бумажного комбината подразумевала отбеливание целлюлозы посредством воздействия соединениями хлора, а это экологически небезопасно, — оценила влияние завода Ирина Сухий, член совета общественного объединения «Экодом», в январе 2017 года.
Более 10 000 жителей Светлогорска в 2012 году подписались против завода. Горожане организовали проведение общественной экологической экспертизы. Они пробовали обращаться в суд, который в 2014 году вынес решение: использование при производстве диоксида хлора не противоречит закону «Об охране окружающей среды».
— Представители ответчика — Светлогорского целлюлозно-картонного комбината — ссылались на то, что завод строится по указу президента. Суд подошёл к важному вопросу формально: если нет прямого запрета, если технология не противоречит закону, то завод строить можно, — отметил Тельман Маслюков, который представлял интересы общественности в суде.
В марте 2017 года руководство и технический персонал ЦКК провели встречу с жителями и активистами, но журналистов туда не пустили. На ней подтвердилось: менять технологию отбеливания не будут.
— Но мы тоже живём в этом городе. И мы выглядим достойно по сравнению с мировой практикой, — прокомментировало будущую технологию руководство Светлогорского целлюлозно-картонного комбината 13 марта.
Светлогорск — один из лидеров в Гомельской области по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников (данные за 2013 год). Основные загрязнители: РУП «Светлогорское ПО «Химволокно»», ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» и Светлогорская ТЭЦ.
Болеют здесь чаще, чем в Минске: в 2014 году количество новообразований (злокачественных и доброкачественных) было больше в 1,3 раза, болезней эндокринной системы и проблем с обменом веществ — в 2,7 раза.