— Разместила фотографии на шведских сайтах с объявлением о поиске новой семьи для бездомной собаки из Беларуси. Неожиданно откликнулось много людей. Джурку решили отдать 72-летней женщине, которая проживает в 200 километрах от столицы. Живет женщина одна, рядом с домом — лес. Она работала в сфере здравоохранения и еще «воспитывает» кошку с хромосомным нарушением, похожим на синдром Дауна у людей, — рассказывает Ольга. — Я и раньше помогала волонтерам из Гродно: передавала деньги на продукты и стерилизацию. Мысль об «усыновлении» возникла давно. Знаю, что собак из временного приюта спецавтохозяйства порой сложно устроить в семью. А там каждая минута на счету: животных могут усыпить, если их станет много.
Сегодня у пса Джурки все хорошо. Его собачья жизнь похожа на сказку: вот он нежится в постели, а вот в зубах несет палку или обнимает гостя, встав на две лапы. Но так было не всегда. Галина Иванчик говорит, что думала, Джурка вообще не выживет.
— Откопал шестерых щенят мой коллега рядом с офисом. Вышел на улицу и услышал писк. Поручили четвероногих мне, наверное, как самой сердобольной, — вспоминает гродненка.
Галина предполагает, что от животных решил избавиться один из владельцев частных домов, которые расположены рядом. Чтобы поставить на лапы щенят, женщина взяла отпуск: кормила по часам, затем приучала «к туалету». Опыта в этом вопросе не имела, смотрела ролики в интернете и консультировалась у заводчиков.
К сожалению, один из щенков не выжил. Галина опасалась, что подобное повторится и с Джуркой:
— Вдруг он облысел. Специалисты снова не смогли установить причину. Откровенно говоря, я готовилась оставить его у себя, потому как понимала, что шансы пристроить такого неказистого пса невелики. К тому же у нас с Джуркой сразу установился особый контакт: в его глазах читалось, что он меня понимает. Да и учился песик всегда быстро, — объяснила Галина.
Но так получилось, что за границу, к своей новой шведской жизни отправился именно этот «неказистый».
На переезд Джурки потрачено около 500 евро. Расходы взяла на себя Ольга. Для сравнения, в Швеции «усыновление» собаки из частного приюта обойдется примерно в такую же сумму. Но… бездомных собак в стране практически нет.
— За содержание в пункте бывший хозяин обязан платить, — поясняет собеседница. — Здесь нельзя просто выбросить животное, это грозит штрафом и арестом.
— Знакомая согласилась сопровождать Джурку. Удивительно, но ни разу с псом не возникло проблем, а ведь дорога заняла двое суток. Но все было нормально и в автобусе, и в гостинице, и на пароме. Сейчас собака сопровождает новую хозяйку практически везде. У женщины появились друзья в парке, которые выгуливают собак. Она высылает мне и Галине фотографии, — говорит Ольга.
Женщина говорит, что нашла еще одну семью, которая хотела бы «усыновить» бездомного пса из Гродно.
— Раньше передавала посылки от 100 до 500 евро собакам в приюте. Сейчас эти средства решила тратить на смену места жительства собак. В таком случае я могу проследить судьбу своих подопечных. В Швеции есть девушка, которая помогает приюту для бездомных животных в Минске. Ей удается координировать организацию за тысячу километров. Но такая виртуозность мало кому под силу.
Сейчас Ольга думает о том, чтобы открыть собственный приют. Предполагается, что в питомнике смогут поселиться бездомные собаки не только из Беларуси, но и Латвии. Оказалось, что шведы охотнее берут подросших собак, которых не надо учить элементарным вещам.
Пока Ольга обдумывает, как привезти в Швецию собак с малой родины, Галина устраивает судьбу братьев и сестер Джурки на месте:
— Одну собаку забрала девушка из Орши, приехала за ней за 500 километров. Остальные ждут новых хозяев, — говорит Галина.
Кстати, в «Спецавтохозяйстве» говорят, что количество бродячих псов в Гродно и его окрестностях не уменьшается. Каждый месяц примерно около четырехсот кошек и собак находят мертвыми. В среднем каждый день в пункт временного пребывания поступает две собаки и столько же кошек.