В январе 2015 г. Всемирный фонд дикой природы (WWF) направил очередное обращение в министерство юстиции с просьбой разработать предложения по изменению законодательства о некоммерческих организациях, сообщает wwf.ru. ОБращение содержало просьбу - уточнить понятия "политическая деятельность", "политическая акция" и "формирование общественного мнения", так как их можно трактовать в самых широких смыслах. В обращении также говорилось о действиях в отношении Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты, одной из НКО, которую пытались представить иностранным агентом.
В начале февраля Фонд получил ответ Минюста, за подписью первого замминистра Сергея Герасимова. Согласно тексту документа министерство "не усматривает целесообразность" внесения изменений в закон и уточнения упомянутых понятий.
Что касается Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты, Минюст сообщил о проведённой проверке, добавив, что позиция руководства организации "была принята к сведению". Нарушений прав ассоциации министерство в ходе проверки не выявило.
Между тем в реестр иностранных агентов попала одна из старейших природоохранных организаций России - "Сибирский экологический центр". Эта организация выросла из движения Дружин по охране природы, работая и участвуя в нем с середины 1980-х годов, хотя юридически оформилась только в 2000 году.
Основной род деятельность "Сибэкоцентра" - охрана флоры и фауны. Приоритетные направления деятельности - лесная и степная программы, проект по противодействию контрабанде редких видов, программы изучения и охраны редких видов хищных птиц в Южной Сибири, сохранения и изучения манула и многие другие. При этом закон исключает из понятия "политической деятельности" работу по защите растительного и животного мира.
WWF России остаётся на позиции "внесение "Сибэкоцентра" в список иностранных агентов - ошибочное решение". Ведь Минюст признал публикацию трех заметок на сайте, так или иначе связанных с нефтедобычей на шельфе, политической деятельностью. Что и стало поводом для включения в реестр.
"На примере "Сибэкоцентра" можно еще раз увидеть все несовершенства закона об НКО, - подчеркнул Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России. - В нынешней редакции этот закон дает возможность признать политической деятельностью практически любое публичное выступление общественной организации, не связанное с флорой и фауной. Для этого необходимо лишь, чтобы организация получала иностранное финансирование".
В "Сибэкоцентре" не отрицают, что получали иностранное финансирование и тратили его на уставные задачи. Но вся деятельность велась в полном соответствии с российским законодательством, соблюдалась вся необходимая отчетность.
Одним из источников финансирования "Сибэкоцентра" была Программа развития ООН. В текущей редакции закона "об иностранных агентах" даже эти средства можно признать иностранным финансированием, хотя они выделялись через министерство природных ресурсов РФ.
"Если средства получены от государственных органов, даже в рамках международных программ, то их нелогично признавать иностранным финансированием. Деятельность организации, которая в итоге их получила, не должна быть признана работой в интересах иностранного источника, так как она происходит в рамках реализации российской части международной программы, бюджет которой утверждается Минфином России, - утверждает Екатерина Хмелева, координатор программы по экологическому законодательству WWF России. – В данной части закон содержит очевидный пробел, который должен быть исправлен".
WWF России будет продолжать доказывать необходимость уточнения формулировок закона о деятельности НКО.