23.02.2021 / 08:02

По традиции март – месяц начала навигации. Однако будут ли ходить в этом году по Припяти и Пине суда – вопрос открытый.  И дело не только в пандемии, которая внесла свои коррективы в график экскурсионных теплоходов. На прикол могут быть поставлены грузовые речные суда из-за низкого уровня воды в реках.

Пинчанин Алексей Брощук – живой свидетель того, как менялись «водные артерии» в регионе. Большую часть своей жизни он водил суда по Припяти и Днепру.

В свою профессию Алексей Иванович пришел 40 лет назад. Тогда 18- летний сельский парень еще не представлял, что свяжет свою жизнь с рекой, которая его притянет, да так и не отпустит. Еще не знал, что в будущем он станет «Почетным транспортником» и его трижды наградят грамотами Министерства транспорта и коммуникаций.

 … А начиналось все так. Алексей в поисках работы приехал в Пинск и пришел к старшему брату Василию Брощуку. Тот работал на судостроительно-судоремонтном заводе, где находился в те годы плавсостав. Позже, в 86-м, все теплоходы перевели в построенный в Домашицах порт.

«Посмотрел – понравилось. Совсем другая обстановка, река… И я остался работать, – вспоминает Алексей Брощук. – Сначала мотористом работал, окончил школу командного состава в Пинске. Два года надо было учиться. Потом меня поставили вторым помощником капитана, затем первым помощником, в дальше работал механиком-сменным капитаном. В 1985 году стал капитаном буксирного теплохода».

Пинский капитан водил свое судно по родной реке и не только. За его плечами десятки тысяч километров, пройденных по водным путям Беларуси. Когда- то география водных маршрутов была обширной: Брест, Могилев, Гомель, Бобруйск. До аварии на АЭС пинские суда курсировали и в Чернобыль. В последние годы, рассказывает капитан, рейс один и тот же: Микашевичи - пинский порт.

«Падает уровень воды и особенно сильно падает последние лет пять. Где- то до метра. Раз мало воды – значит, мы не работаем, – сетует Алексей. – На дорогу от Пинска до Микашевичей  и обратно буксир потребляет около 1 600 литров топлива. По полноводной реке он идет на полную загрузку – это чуть больше тысячи тонн грузов. А если уровень воды падает, то он везет, например, 500 тонн. Топлива столько же, а груза наполовину меньше.  Невыгодно».

По этой причине в последние годы пинские грузовые суда ходили на дальние расстояния только по весне и осенью. А летом рейс на Микашевичи полностью закрывали.  Работали же на местных перевозках, чего раньше не было.

Алексей Брощук рассказывает, что за всю его бытность капитаном он помнит только один случай, когда пришлось стоять теплоходам на реке из-за «малой воды». Да и то только две недели. Как только вода поднялась, суда пошли. Это было лет 20 лет назад.

«Я думаю, повысить уровень воды можно с помощью шлюзов. До гидроузла Стахово  шлюзованная система  держит воду всю навигацию, здесь еще можно добывать песок. Ниже Стахово шлюзов нет – и уровень воды падает очень сильно. В последние годы не было снега зимой, а летом стояла жара. Все это, на мой взгляд, тоже влияет на полноводность реки».

Как наполнится водой до краёв Припять и Пина – так пойдут по ним грузовые суда. Речникам будет работа на весь сезон. Сегодня капитан с легкой грустью вспоминает, как готовились к навигации в советские годы. 

«Это был настоящий праздник! Готовились все! В связи с выходом давали небольшую премию. На реку ставили 8-10 теплоходов и отправляли  в рейс с оркестром. Закрытие навигации тоже праздновали.  Когда- то движение теплоходов по реке было такое, как в городе автобусов на дорогах: один за одним, особенно в 70-е и 80-е годы. Плавсостав речного порта насчитывал около 60 теплоходов. Сейчас их в десять раз меньше – всего шесть».

С 2020 года Алексей Брощук находится официально на заслуженном отдыхе, но продолжает работать капитаном. Речники, говорит, преданны своей профессии до конца. Что удивительно, два его родных брата тоже связали свою жизнь с водой. Старший Василий, ныне покойный, отработал больше 20 лет на речном транспорте механиком и капитаном. Младший брат Сергей работал в порту Мурманска, до этого порядка 15 лет ходил на морских судах. Супруга пинского капитана Лидия Брощук тоже связана с речным пароходством, хоть и косвенно: в свое время работала заведующей общежитием речного порта Пинск.

«Мои дети – сын и дочь – по моим стопам уже не пошли. Но знания и капитанский опыт есть кому передавать. Стажирую новых помощников, – рассказывает Алексей. – Работа капитана не из простых, хотя на первый взгляд может показаться иначе.

В рейсах нужно учитывать погодные условия, знать шлюзовую систему. К тому же Припять постоянно меняется, изменяются судоходные фарватеры. Но чем больше работаешь, тем больше опыта набираешься. И очень многое зависит от слаженности команды. За что люблю профессию? Не знаю. Но после долгой зимы тянет на реку. Сильно тянет…»

Автор:
Фотограф:
Фото из архива героя
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость