Потушили «очаг возгорания» быстро, внутри ствола ближе к земле образовались пустоты.
Дереву примерно 150 лет. Оно давно переросло пятиэтажку и на вид остаётся здоровым. Даже попытка «омоложения», когда пару лет назад коммунальщики спилили самые старые ветки, не повредила – появились новые, живые.
Определять, какой вред нанёс стволу пожар не будут. Для этого требуется время, нужно подождать, будут ли сохнуть листья и переживёт ли дерево зиму.
Начальник участка лесного хозяйства гродненского «Зеленстроя» Андрей Лубин признал дуб аварийным: «опора его мёртвая, думаю, сгнила еще до пожара». Это значит, что обследовать и сохранять городского старожила не обязательно. Для вырубки достаточно акта об аварийности.
«Решение уже принято», – сообщил 23 мая, Андрей Лубин, – этот дуб будут убирать, но уже силами ЖЭС.
– Вот наконец-то грамотный мужик пришёл, который говорит то, что есть. Не надо летать где-то, воздушные замки строить. Хотите обследовать? Вы не дружите с головой, его уничтожить надо, – определила позицию жителей дома соседка. Жильцы боятся, что дуб, упадёт на дом или на территорию детского сад, и не собираются защищать реликвию у подъезда и своего самого старого соседа. Да и дополнительное место для парковки появится…
В то же время есть практика сохранения таких деревьев: заполнить пустоты в стволе, поставить укрепляющие леса. В Польше подобных старожилов специально огораживают, ставят таблички, дают имена. У нас для этого необходим статус мемориального объекта. Однако старый дуб во дворе не считается памятником природы.
– С точки зрения биомеханики дуб явно аварийный. Но консервацией вряд ли будут заниматься. Для этого по меньшей мере нужно, чтобы Наполеон здесь жёлуди собирал, – говорит доцент кафедры ботаники ГрГУ им. Янки Купалы Олег Созинов.
Как оказался одинокий исполин посреди городского квартала? Несколько лет назад гродненский краевед, биолог Игорь Лапехо, посчитал вековые деревья в Гродно. В списке есть и дуб на улице Захарова. Кстати, самые старые в городе дубы растут поблизости (примерно в километре), возле Францисканского и Бернардинского костёлов.
– Его могли посадить в конце 18 века военные, когда примерно на этом месте устраивали пороховые склады или когда озеленяли в 19-м веке Новоерусалимскую улицу (сегодня ул. Антонова)», – предположил историк Андрей Чернякевич.
Дом на Захарова, 3 был построен больше 20 лет назад, вокруг был частный сектор, старожилы помнят, что во время строительства рабочие спилили еще более старый, огромный дуб. Получили тогда большой штраф.
Наши предки считали дубы ровесниками Вселенной, ставили под ними капища, молились и одновременно боялись Перуна, который выбирал самые высокие деревья для своего гнева.
Дуб пока ещё стоит в гродненском дворе: могучий и зелёный. С одной стороны – пятиэтажка, с другой – детский сад. По утрам здесь довольно оживлённо, двор становится проходом к Центральному рынку. Кажется, ствол вибрирует от жизненной силы, невидимый источник питает дом и людей. Но на виду просто старое дерево…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Для столетнего дерева он достиг хороших параметров». Ученые рекомендовали признать дуб на Роменской улице памятником природы