23.09.2015 / 18:09

Зелёный портал писал о конфликте в деревне Станчики: местные жители подали иск против Поставского райисполкома из-за строительства церкви на берегу уникального озера Болдук, ранее находившемся на территории гидрологического заказника «Швакшты». Фотограф Антон Мотолько съездил в деревню, посмотрел на место строительства, пообщался с местными жителями и написал о результатах поездки в своём «Живом журнале».

В почти 100% католическом крае в Поставском районе появился один очень верующий «дачник» из Минска, который захотел ездить молиться не в Поставы или Лынтупы, а куда-нибудь поближе. И предложил православной общине «Приход храма святителя Николая Чудотворца» помочь со строительством церкви, деньги-то у бизнесмена имеются.

Только для строительства он выбрал «козырное» место - самый высокий холм у озера, с которого открывается вид на окрестности, включая то самое озеро Болдук, о котором пойдёт речь ниже.

Чем же примечательно это озеро?

Во-первых, озеро Болдук считается одним из красивейших озёр этого края - кристально чистая вода, глубина до 40 метров.

Во-вторых, южный берег озера относится к особо охраняемой природной территории и является частью Национального парка «Нарочанский».

В-третьих, у озера Болдук очень слабый водообмен - около 30 лет. Задумайтесь! Тридцать лет необходимо, чтобы полностью сменилась вода в озере. И именно туристический интерес последних лет стал причиной резкого ухудшения состояния озера.

Справочно: В соответствии с заключением НИИ по биоресурсам от 2012 года, экосистема озера Болдук деградирует от нулевой до четвёртой степени, характеризуемой необратимыми процессами, именно из-за высокой антропогенной нагрузки, то есть, по причине человеческого фактора.

Чтобы остановить гибель озера, учёные Академии наук рекомендовали Нацпарку «Нарочанский» ограничить посещение туристической стоянки на южном берегу Болдука по выходным дням в летнее время и сократить количество посетителей до 30 человек в день.

Однако Нацпарк не выполнял эту рекомендацию. Как утверждает координатор экологической группы «Болдук», экс-директор заказника «Сорочанские озера» Игорь Пастухов, в последние годы на стоянке на южном берегу озера летом отдыхали до 300 человек в день.

«Разово искупавшийся в озере человек приносит туда около 150 мг фосфора, не считая фосфатного загрязнения от вымытых в озере туристических котёлков и кастрюль. Помножьте это на 300 и добавьте к этому ещё сто человек — примерно столько паломников будет посещать церковь, и мы получим коктейль, от которого озеро в ближайшем будущем рискует погибнуть. И этот процесс уже начался», — прокомментировал Игорь Пастухов.

И тут нежданно-негаданно на высоком холме какие-то люди ограждают территорию, вбивают колышки и говорят - тут церковь будет строиться.

Добраться до озера Болдук не так и просто, нужно ехать не северо-запад Беларуси, через Мядель/Нарочь в сторону удивительного городского посёлка Лынтупы. Не доезжая нескольких километров - сворачиваем у деревни Трабутишки и едем в деревню Войшкуны. 

Проезжаем ещё чуть вперед, в деревню Станчики. Именно там где-то собираются строить ту самую православную церковь. Не находим. Ищем местных жителей. В дальнем конце встречаем Валентина - он нам показывает куда нужно было свернуть.

Спрашиваем, что думаете про это строительство?

- Да нафиг она никому тут не нужна, -  отвечает Валентин и смачно сплёвывает.

Находим этот холм, заезжаем почти на самый верх.

Машина в кадре - для сравнения площади

Вдали колышки - граница участка

И уже стоит забор по периметру

Да, деревья сейчас скрывают вид на озеро, но представьте церковь на горе - будет видна отовсюду. Православная церковь в католическом крае.

Берег заповедного озера вдруг стал территорией Поставской православной общины.

Православная община «Приход храма святителя Николая Чудотворца» города Поставы получила участок в деревне Станчики, возле озера Болдук ещё в 2011 году. От Постав до участка — около сорока километров, как минимум десять из которых пролегают по просёлочным дорогам, и общественный транспорт туда не ходит.

По действующему законодательству религиозная община может строить культовые здания только на территории, указанной в её уставе. Поставская община изменила свой устав в ноябре 2010 года, включив туда удалённую деревню Станчики. Витебский облисполком утвердил эти изменения 17 января 2011 года.

Как считают жители деревни Станчики, для такого шага не было законных оснований, поскольку в самой деревне и поблизости постоянно проживает не больше 5-6 человек и все они католики. А в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организациях» для расширения территории деятельности общины на тот или иной населённый пункт необходимо наличие в нем постоянно проживающих жителей той же религиозной конфессии.

Спускаемся вниз, а там нас уже ожидают местные жители, которые и рассказали немного об этой незаконной стройке.

- Активное строительство началось совсем недавно, буквально недели полторы назад. А недели две назад мы подали заявление в суд на поставский приход из-за этой стройки, - говорит Анатолий Ловкис.

- А «спонсирует», так сказать, эту церковь минский предприниматель Николай Николаевич Романевич. Он сейчас как раз дома. Он и есть основной инвестор. Заказчиком-то он не может быть - заказчик «Приход храма святителя Николая Чудотворца». 

Вот этот дом уже выкупил, а хочет и соседних два:

Все жители - католики. Никогда никаких церквей тут не было. Предлагались альтернативные места строительства - напротив самого же Романовича, чтобы ему ближе было в церковь ходить молиться. Раз - дорогу перешёл, и всё. Но нет, он хочет именно тут. Чтобы церковь возвышалась над всеми, как символ Русской Православной Церкви.

- А если молния попадёт, и она сгорит?

- Мы надеемся на это (и вдалеке Валентин добавляет, да пускай бы сгорела!). Дело в том, что и в Лынтупах предлагалось строительство, где есть хоть какое количество православных верующих. Но нет. По-простому - тут просто захват земли. И эта церковь на холме будет - как бельмо на глазу. Сейчас, когда по озеру плаваешь - ведь не видно ни Войшкунов, ничего, кажется, что вокруг никого нет. 

В суд обратились сейчас, ведь не было общественного слушания. А есть проблема ещё более широкая - незаконное расширение православной общины, получается, если делать как они сейчас делают, сейчас могут попы из Гомеля приехать и сказать «Мы тоже хотим расширить общину», а потом иезуиты из Бреста - и вот так можно всё делать, получается.

А ведь ещё и людей надурили. Года четыре назад, собирали подписи - те, кто оставил подпись - оставлял подпись за часовню, за небольшую каплицу. А сейчас тут чёрт знает что собираются строить. И я думаю, большинство готово будет отозвать свою подпись. Ведь обещали небольшую часовню, а собираются церковь строить. На 140 человек, кому оно надо?

2 раза проводили собрание в Войшкунах. На одном Романевич был, на другом уже нет. На первом, когда был - так и отказался показать по нашему требованию список подписавшихся.

 

Едем в Войшкуны. Возле той самой усадьбы, стоит за забором мужчина, как будто ожидая нас. Видимо, уже сообщили, что ездят тут какие-то.

Выхожу из машины.

- Добрый вечер, можно с вами поговорить?

- Добрый. Вы знаете, я не даю никаких комментариев, я не публичный человек, - отвечает Николай Романевич, но при этом выходит к нам.

- Ну как так? Тут такие баталии, а вы не хотите даже прокомментировать?

- Ну, а что тут комментировать?

- Ну как что? В соседней деревне, где живут одни католики, строится православная церковь по вашей просьбе и за ваши деньги. Да ещё и в заповедной зоне.

 

К сожалению, я не успел включить диктофон, чтобы записать наш разговор дословно. Поэтому смог запомнить основные моменты только.

Николай Николаевич Романевич выглядит очень верующим человеком. Однако, когда речь пошла про то,  зачем строить церковь на холме у озера Болдук, почему бы не на поле, напротив его усадьбы ответил, что мол, так ведь документы уже получены, и проект под конкретно тот участок.

На вопрос, зачем там большая церковь на 140 человек, какой-то детский лагерь и прочие сооружения, заверил, что всё это ложь и вранье местных жителей, что там будет церковь 10 на 10 метров и всё.

На вопрос, зачем идти на конфликт, услышал большой текст (не дословно): Вот вы напишите в интернете, а я приглашу телевидение. Вот вы обратитесь в Министерство природы и охраны окружающей среды, а я к Митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, И, мол, к чему это приведёт?

И постоянно повторял: Не надо тормошить, не надо поднимать шум.

Очень бы хотелось, чтобы про эту ситуацию узнали люди. Хотелось бы, чтобы озеро Болдук и дальше оставалось одним из уникальнейших мест в Беларуси, верующий Николай Романевич нашёл бы выход из сложившийся ситуации, и отказался бы от строительства большого храма на территории заповедника.  Ведь на самом деле, чем плохо предложение местного жителя Анатолия Ловкиса построить часовню через дорогу от усадьбы Романевича, в чистом поле.

Синий вопрос - там, где можно было бы сделать часовню. Жёлтая полоска - куда придётся ездить/ходить Николаю Николаевичу, чтобы пообщаться с Богом.

Источник:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость