Еще год назад такие фильмы можно было рассчитывать посмотреть на кинофестивалях Planetarium, «Экочашка» или Watch Docs Belarus, но теперь максимум, чем могут довольствоваться местные киноманы, – это база многочисленных стриминг-сервисов.
Впрочем, нет худа без добра – в программе фестиваля «Паўночнае ззянне», проходящего онлайн с 20 по 30 сентября, обнаружилось несколько картин, которые потенциально могут оказаться интересны людям, интересующимся природой и экологическими проблемами. Сейчас про них и расскажем.
«Из дикого моря», реж. Робин Петре (Дания, 2021 год)
Работа западных экологов и волонтеров благотворительных организаций, ежедневно спасающих диких животных от агрессивной воздействия человека, благодаря сюжетам СМИ излишне романтизирована. На самом деле это тяжелый и кропотливый труд, требующий от человека постоянного переживания чужой боли, соседствующего с отчаянием и смертью. И эмоциональная нагрузка с каждым годом растет пропорционально разрастанию ареала обитания людей.
Этот неизбежный крах природы фиксирует на камеру датский документалитс Робин Петре. В его фильме “С дикого моря” зритель отправляется в семидесятиминутное путешествие по побережью Великобритании, Ирландии и Нидерландов, наблюдая за тем ущербом, которая человеческая деятельность наносит жителям морских глубин. Вымазанные в нефти птицы, наевшиеся пластиком дельфины, испуганные морские котики – тяжелых впечатлений от увиденного вам хватит надолго.
«Кунашир», реж. Владимир Козлов (Франция, 2019 год)
Кунашир – самый южный остров из Большой гряды Курильских остров. Долгое время принадлежавший японцам, он в середине ХХ века, после окончания Второй мировой войны, отошел Советскому союзу, а после его развала достался в наследство Российской федерации. Теперь эта территория с богатой уникальной природой стала яблоком раздора между двух стран, не способных отречься от своего имперского прошлого.
Как живут люди на этой территории, напоминающей осажденную военную крепость с пушками и танками, посреди дикого леса и холодного моря, о чем они мечтают и с какими проблемами сталкиваются решил разузнать французский документалист белорусского происхождения Владимир Козлов. Вместе с ним зритель узнает, во что превращается природа и люди, ставшие заложниками актуальных геополитических интриг.
«Последние», реж. Вейко Ыынпу (Финляндия-Эстония, 2020 год)
Величественная тундра финской Лапландии словно было создана в качестве декорации для созерцания самых жарких людских страстей. Молодой шахтер по имени Рупи разрывается между желанием помочь отцу-оленеводу, у которого возникли проблемы с крупным бизнесом, и другом-драгдилером Кари, который промышляет в округе алкоголем и наркотиками. Ситуацию усугубляет любовь Рупи к роковой красавице Риите, жене местного рокера-неудачника, за которой увиваются другие, более властные и состоятельные мужчины, чем рядовой шахтер.
Конечно, в «Последних» нет и намека на экологический месседж, но прекрасные пейзажи финской провинции, обрамленных горами и холодной безбрежной тундрой, сразу западают в душу. Особенно, если вы там никогда не бывали.
Дополнительным стимулом станет тот факт, что картину выдвигали от Эстонии на премию «Оскар» в прошлом году. В шорт-лист фильм так и не пробился, но это не умаляет его художественных качеств, среди которых самыми важными являются потрясающая операторская работа и крепкая драматургия, превращающие провинциальную драму в эстетически насыщенный триллер.