23.12.2016 / 16:12

Зелёный портал в рубрике «Экология и литература» продолжает собирать для вас библиотеку. В этот раз мы обратились к активистам разных экологических организаций и спросили у них, какие книги оказали на них влияние, помогли иначе взглянуть на взаимоотношения природы и человека. Ответы получились удивительно разнообразными: фантастика и социология, технология и экология. Проверьте, может быть, эти издания изменят и ваше отношение к окружающей среде?

Екатерина Способ (Ассоциация «Образование для устойчивого развития»):

— И в Европе, и в Америке о синдроме дефицита общения с природой говорят как об очень серьёзной проблеме. Когда я впервые услышала о нём, то подумала, что это не про нас. У нас-то дети и у бабушки в деревне лето проводят, и на природу с родителями выезжают. Однако углубившись в чтение книги Ричарда Лоува «Последний ребёнок в лесу» (Richard Louv, «Last Child in the Woods») по дороге из Ганновера в Минск, я поняла, что не всё так просто. Мы смотрим, но не видим. Мы проходим мимо цветов, запахов, звуков, не пропуская их через себя.

Эта книга, как и последующая за ней «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» Джозефа Корнелла, научили меня останавливаться, позволять детям вести  меня за собой к необычной козявке или искрящемуся на солнце замёрзшему листку, находить моменты, чтобы замедлять свою жизнь и показывать малышам, как получать радость через свои ощущения.

 

Павел Горбунов (ОО «Минское велосипедное общество»):

— На меня сильное воздействие оказало творчество братьев Стругацких. Не могу не перечитывать их хотя бы раз в год. Их книги — не совсем про экологические проблемы, но про системные кризисы, которые становятся причинами наших экологических проблем. Рекомендую почитать «Град Обречённый» и «Пикник на обочине» — про цивилизации, пережившие катастрофы.

«Улитка на склоне» — один из их самых сложных романов, в котором поднимается много тем, в том числе возможность «понять» биосферу. «Хищные вещи века» — про общество потребления и общественную бездумность. «Трудно быть Богом», «Обитаемый остров», «Попытка к бегству» — про конфликт одномоментно существующих цивилизаций, промывку мозгов, этичность вмешательства более «развитых цивилизаций». «Гадкие лебеди» и «Жук в муравейнике» — про проблемы, с которыми мы столкнёмся в ближайшем будущем, когда человечество неминуемо разделится на части по некоему критерию (в некотором смысле мы уже с этим столкнулись). Книги Стругацких многослойные и сразу про многое: открываются не сразу, и каждый видит в них то, что готов увидеть в данный момент времени.

 

Ольга Каскевич (ОО «Багна»):

— Я человек книгозависимый. Если читаю в своё удовольствие, то предпочитаю обязательно бумажный вариант. C самого детства обожаю читать книги о приключениях, путешествиях, животных, законах природы и человеке как части всего этого. Многих большое количество наблюдений за природой утомляет. Меня же, наоборот, захватывает, уносит и долго не отпускает. Дома у меня всегда имеется рядом с кроватью запас книг под настроение (медленно-меланхоличное, практично-философское или же, напротив, экспрессивно-событийное). Хочу поделиться несколькими книгами, которые мне очень нравятся. С одной из них я росла в детстве.

Это книга ​Йозефа Вагнера​ и Нади Шнейдеровой «Царь зверей не лев». Она — часть их трилогии​ (другие — «Африка: рай и ад для животных» и «Сафари под Килиманджаро»).

Для меня издание ценно тем, что сочетает в себе достоинства энциклопедии и увлекательной приключенческой книги — дневник путешествия автора и интересные факты о животном мире Африки. Оно написано живым языком, красиво иллюстрирована древними рисунками африканцев, многочисленными фотографиями Вагнера и иллюстрациями Мирослава Ципара.

​Известный исследователь и путешественник Йозеф Вагнер (чехословацкий учёный, создатель зоосада в городе Двур-Кралове, где самые разнообразные виды животных практически обитали на воле) много лет прожил в Африке, став активным защитником её природных богатств. Он ярко и образно описывает уникальный животный мир континента, размышляет о путях спасения африканской флоры и фауны, рассказывает о самых значительных национальных парках, о быте африканских народов. ​

«На континенте, где твоя жизнь зависит лишь от собственной смекалки — всё имеет свою пользу: в​ Северной Африке весьма ценится верблюжий помёт. На дорогах пустыни, где нет деревьев, по утрам собирают маленькие круглые твёрдые и сухие шарики помёта величиной с грецкий орех: они служат топливом».

Йозеф связал свою жизнь с ​этой страной: 7 экспедиций на этот удивительный континент, 10 лет плодотворной и опасной работы​. Думаю, книга стоит того, чтобы хотя бы раз её прочесть. Меня всегда очень вдохновляла цитата, с которой она начинается: «В ближайшее столетие, а может, и десятилетие, люди наверняка не отправятся в путешествие, чтобы взглянуть на чудеса современной техники. Наоборот, из душных, закопченных городов они устремятся к уцелевшим уголкам живой природы, дышащем покоем и тишиной. Страны, сумевшие сохранить такие оазисы природы, будут вызывать всеобщую зависть и благодарность, ведь с природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, — их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь».

В детстве я читала эт​и слова известного​ немецкого зоолога, писателя​ и директора​ Франкфуртского зоопарка и долго рассматривала африканскую картинку с рыбаками и изобилием рыбы.

Ещё меня вдохновляет «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо.

Это книга о другом состоянии души. Её автор — американский натуралист, философ и писатель, живший в XIX веке, который уходит в близлежащий лес к пруду Уолден, сам строит себе дом, возделывает бобовое поле, выращивает горох, картофель, кукурузу, добывает рыбу, печёт хлеб, обедает ежевикой, словом, ведёт там независимое от остальной цивилизации хозяйство, живёт просто и с самым необходимым. В произведении подробно описаны все нюансы для ухода от цивилизации. Его жизнь у пруда наедине с природой продолжалась чуть более двух лет… Книга очень атмосферна, настраивает на определённый лад. Я порекомендовала бы её прочесть ближе к весне, когда по завершению чтения можно уехать на хутор, в лес на пару недель и закрыться от внешнего мира, позволить себе стать частью природы и просто течь в пространстве. Это рождает в тебе аутентичность, помогает увидеть как нас формирует наш ландшафт.

Последняя книга для третьего настроения. Это Себастьян Сальгадо. Он известен по всему миру как фотограф, недавно выпустил автобиографическое интервью и документальный фильм, который называется «Соль земли». Я с жадностью читала его интервью, не хотелось, чтобы оно заканчивалось. Забрела как-то в один из книжных магазинов Берлина и наткнулась на сборник его рассказов «From my Land to the Planet».

Сальгадо не просто фотограф, он — общественный деятель, который боролся за сохранение биосферы Земли и много на эту тему выступал. Он мне интересен тем, что он начинал с любви к человеку как существу, а затем переключился на природу, частью которой человек и является. Мне нравится эта непрерывная связь. А чего стоят названия его проектов — «Генезис», «Исход», «Homo Sapience».

«Генезис» помог мне осознать, что по мере нашего отрыва от природы в связи с урбанизацией мы стали очень сложными животными; по мере того, как мы становились чужими планете, мы стали странными существами».

Себастьян один из моих любимых фотографов. Он глубокий, планетарного масштаба.

Мне нравятся авторы, которые рассказывают о вещах и мире, который они пережили на себе. Люди-практики. Когда каждое их слово точно выверено, передаёт суть, настоящее. У таких авторов нет в текстах лишних слов, которые писались бы ради украшения текста.

 

Дмитрий Герилович (Общественная кампания «Городской Лесничий»):

— Есть книга, которая сперва показалась мне чем-то очень нестандартным, как будто даже социологической шуткой. Это «Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс (Jane Jacobs «The Death and Life of Great American Cities»). Она написана не в академическом стиле, но затрагивает важные для общества вопросы: кто же живёт в городе? Архитектор, который создал город, словно демиург, или это реальные жители, которые реализуют в городе свои каждодневные нужды? Джейн Джекобс — первая, кто заинтересовалась этой темой и начала исследовать, почему американские города выглядят именно так, как они выглядят (строительство вдоль дорог, большое использование автотранспорта). Она исследовала также, как в подобных одинаковых случаях появлялись исключения: как люди в конкретных районах конкретных городов оставались внутри города, а не уезжали из него.

Она ставит много интересных вопросов, которые и меня навели на размышления о современных городах. Эти вопросы универсальны для современного урбаниста и применимы к любому населённому пункту в мире. Кто живёт в твоём городе? Кто живёт с тобой по соседству? Знаешь ли ты этих людей? Удобно ли вам жить в городе? Я задаю эти вопросы о Минске, в котором я живу: почему у нас именно такая транспортная система, именно такой подход к озеленению? Насколько городские территории пригодны для отдыха? Сами жители должны брать на себя ответственность и возвращать себе город. В то же время это обоюдонаправленный процесс: архитекторы и градостроители тоже должны идти навстречу жителям, спрашивать их мнение и предлагать различные варианты решений.

 

Инна Панчковская (правовая служба Товарищества «Зелёная сеть»):

«Замыкающийся круг» Барри Коммонера — книга про природу, человека и технологии. Барри Коммонер выводит 4 закона экологии, объясняющие глобальные процессы, в которых главным актором выступает человек. Человек, который разорвал гармоничные связи с природой и за своим стремлением к благосостоянию и власти не замечает того, как мир катится в тартарары! Используя конкретные факты, цифры, цитаты, автор призывает читателя избавиться от иллюзии всеобщего благосостояния и здраво взглянуть на экологические угрозы.

Книгу Барри Коммонера я прочитала ещё в школе. Тогда, в 2009-м, я не знала, насколько все серьёзно, а Коммонер знал ещё в начале 1970-х. На фоне проходивших в то время протестных действий из-за строительства в моём городке химического предприятия книга сделала для меня проблему моего населённого пункта неуникальной. Коммонер часто говорит о социальной несправедливости, о том, как благоприятная окружающая среда становится камнем преткновения для большой группы жителей и маленькой группы власть имущих.

Я советую прочитать эту книгу, чтобы развеять иллюзии об успехах человечества в отделении от природы и принять факт существования кризиса окружающей среды. А также для того, чтобы увязать логику окружающей среды со всеми теми экономическими, социальными и политическими силами, которые управляют и нашей повседневной жизни, и ходом истории в целом.

Автор:
Фотограф:
Личный архив героев публикации, открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость