Ранее гомельчанам показали останки гигантского оленя мегалоцероса и лошади (equus caballus), жившей в одно время с мамонтами. Кости лошади обнаружили во время реконструкции набережной реки Сож в Гомеле в 2015 году.
На всеобщее обозрение в музее выставили на этот раз кости животных периода плейстоцена и раннего голоцена. Посетители смогут увидеть хищников Гомельского Посожья, которые были найдены на территории Гомеля. Находки сделаны в районе областной больницы и деревни Осовцы, где в карьерах рабочие нашли останки пещерного льва. А в 2002 году нашли и челюсть волка.
Такие находки редко попадаются археологам. Рабочие не придают им значения и выкидывают. От каждого хищника на мини-выставке представлена только одна кость. Но сам факт их находки уже уникален для региона.
Проблемы с идентификацией палеонтологической коллекции музея гомельского дворцово-паркового ансамбля мешали выставить эти необычные экспонаты ранее. По словам Юрия Панкова, эксперты смогли точно установить принадлежность около 90 процентов находок.
Пещерные львы жили и на наших землях несмотря на отсутствие пещер. Своё название они, как и водившиеся на территории нашей страны пещерные медведи, получили по месту первых находок, а не обитания.
Питались эти хищники оленями, лосями, детёнышами пещерных медведей и другими животными. Вымерли, скорее всего, из-за исчезновения тех животных, на которых они охотились.
Останки волка почти ничем не отличаются от современного, но такие находки среди археологов и палеонтологов можно пересчитать по пальцам.
Юрий Панков призывает людей, в руки которых попали необычные находки, приносить их в музей. Так можно будет получить больше сведений об истории родного края.
– Особая мечта – выставить целый скелет доисторического животного. Во время Второй мировой войны в Гомеле был целый череп мамонта, найденый ещё при Фёдоре Паскевиче. Его коллекция перешла в собственность исторического музея, а позднее — антирелигиозного музея в соборе святых Петра и Павла. К сожалению, её не выезли, о судьбе экспонатов больше ничего неизвестно. При этом у нас даже есть фотографии, подтверждающие наличие такого артефакта в коллекции музея.
Как же выглядела Гомельщина в те времена, когда по ней ходили мамонты и пещерные львы? Рассказывает Дмитрий Новиков, любитель палеонтологии и администратор группы «Фауна Гомеля» соцсети Вконтакте.
— «Те времена» — понятие очень растяжимое, ведь климат часто менялся. Если начало плейстоцена было достаточно теплым, то потом климат сменился на очень холодный. Практически вся Беларусь покрывалась ледником в Днепровское оледенение 70 тысяч лет назад. Но когда ледник отступал, то здесь была далеко не тундра, а настоящая северная саванна. Всё дело в том, что крупные растительноядные млекопитающие активно унавоживали почву и вместо мхов и ягеля здесь росло злаковое разнотравье, которое позволяло кормиться такому большому количеству крупных животных.
Добычей для хищников служили крупные копытные: сайгаки, олени, включая и гиганта мегалоцероса. Пещерный лев вымер около 10 тысяч лет назад. Хотя есть основания думать, что на Балканском полуострове он прожил дольше. Основная причина вымирания, на мой взгляд, — исчезновение кормовой базы, которую успешно истреблял человек.
Вымирание плейстоценовой мегафауны происходило везде, куда приходили люди. Про это хорошо написал Баз Эдмеадес в книге «Блицкриг». Если в северном полушарии вымирание можно списать на климат, то объяснить такое же вымирание плейстоценовой фауны в Австралии, не удастся. А корреляция потрясающая: появляются люди, вымирает мегафауна.
Волк в отличие от льва более пластичный вид, который может прокормиться мелкими животными. Волки умеют мышковать и охотятся даже на бобров.
Первые поселенцы Беларуси встречались и с пещерным львом, ведь они совпадают с ними по времени обитания. На Гомельщине достаточно плейстоценовых находок. Насколько мне известно, никто серьёзно разведкой и раскопками в этом отношении не занимается. В руки учёных попадают случайные находки. При этом есть что копать и кроме плейстоцена!
Так пару лет назад дайверы нашли в карьере акулий зуб, который, к сожалению, утеряли. Я могу только посетовать, что палеонтология на Гомельщине пока что вызывает интерес лишь у энтузиастов, но не у тех, кто мог бы финансировать раскопки. Хотя стоит понимать, что ругаюсь я не на конкретно наш регион в этом отношении. Стоит признать, что палеонтология во всей стране сейчас находится в удручающем состоянии.
Именно поэтому я убеждён, что такая экспозиция во дворце Румянцевых и Паскевичей, как и сам проект «Эпоха гигантов» нам необходимы. В иделе – с костями, моделями и качественными реконструкциями. Ведь когда рассказываешь людям, что здесь обитали львы — они не верят, хотя это был самый обычный тогда вид! А это всё от незнания.
Есть интересный проект в соседней Украине — энтузиасты предлагают создать в чернобыльской зоне «плейстоценовый парк». Такие парки уже создаются в Якутии и под Тулой. Это попытки воссоздать комплекс фауны в том виде, в котором он был до появления человека.
Что касается чернобыльской зоны, то один плейстоценовый зверь там уже появился — это лошади Пржевальского, которые успешно заменяют собой существовавших ранее тарпанов, лошадей стенона или кабалоидных лошадей.