Что грозит самому большому из Шацких озер? Куда девается его вода? Экологи спорят: одни считают, что причина в уходе грунтовых вод в соседнюю Беларусь, другие кивают на глобальное потепление, третьи — на уничтожение лесов…
Что такое Шацкие озера
Более 30 озер, сгруппировавшихся в лесах и болотах крайнего северо-западного уголка Украины (на границе с Польшей и Беларусью) между Припятью и Западным Бугом, составляют одну из самых крупных озерных систем Европы. Они давно стали приманкой для туристов — здесь работают множество санаториев и турбаз. Но даже отдыхающие не в состоянии сильно навредить природе.
Тем более что здесь, на территории площадью почти в 50 000 гектаров более 30 лет действует Шацкий национальный природный парк, созданный для охраны уникальных экосистем Полесья. Изюминкой парка стало то, что находится он аккурат на Главном европейском водоразделе — разлившаяся здесь в ширину на полтора километра Припять относится к Черноморскому бассейну, а соседние озера — к Балтийскому.
Проблема обмеления Шацких озер возникла не сегодня. Уже лет десять многие экологи утверждают, что воду «воруют» беларусы. В двадцати километрах от Свитязя, практически на государственной границе, начинается крупнейшее в Беларуси Хотиславское месторождение, где карьерным способом добывается мел, известняк и кварцевый песок. Многие специалисты утверждают, что это грозит экологической катастрофой для Шацких и Ратновских озер Украины, уровень которых может сильно упасть из-за ухода грунтовых вод.
Так, еще в 2012 году ведущий научный сотрудник Института гидробиологии НАНУ профессор Владимир Щербак заявил, что работа Хотиславского карьера угрожает не только Украине, но также экологии Литвы и Польши. По его наблюдениям, уровень водообмена в системе Шацких озер снизился в 5−6 раз. Профессор Щербак предупредил, что это грозит не только обезвоживанием Шацкого национального парка, но и повышением вероятности сейсмических угроз в этом регионе.
Институт водных проблем и мелиорации Национальной академии аграрных наук Украины отмечает темпы роста среднегодовой температуры в Украине как самые высокие в Восточной Европе — 0,6 градуса за последние 10 лет, из-за чего климат у нас стал значительно суше. Однако, согласно ведущимся в районе Шацких озер с 1972 года наблюдениям, хаотические колебания уровней грунтовых вод здесь в последние годы не всегда можно объяснить климатическими изменениями.
Так, после мелиоративного осушения в начале 70-х годов прошлого века волынских земель на Свитязе наблюдался самый низкий за уровень грунтовых вод. Так продолжалось до середины 90-х — из-за активного землепользования. В 2007—2010 году уровень воды достиг максимальных значений — несмотря на климатические изменения. А затем опять начал понемногу снижаться. Ученые считают очевидным, что это происходит из-за техногенного влияния. Впрочем, Хотиславский карьер при этом не упоминают.
Отметим, что Шацкие озера питаются не столько впадающими в них немногочисленными реками (в тот же Свитязь ни одна не впадает), сколько осадками, подземными водами и за счет водообмена по каналам между озерами. Причиной обмеления озер может быть исчезновение родников.
— Белорусский карьер не имеет никакого отношения к высыханию Свитязя. Ведь в Беларуси болота и озера возле карьера не сохнут. А вот по всей Украине мелеют озера и реки. Происходит это из-за жадности. За десять лет в результате массовой вырубки уничтожены леса на площади, равной площади Черновицкой области. И Волынь — лидер этих лесозаготовок. Исчезают леса — а вслед за ними исчезают родники, питающие реки и озера, — сказал «ФАКТАМ» директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.
Еще одной причиной многие называют отсутствие дождей. Именно недостаток осадков в 2015—2016 годах назвали причиной обмеления озер в Шацком, Любешовском, Ратновском и Ковельском районах Волыни (уровень Свитязя тогда упал на метр). Эту же причину в числе прочих называли и в прошлом году на семинаре в селе Свитязь, в котором участвовали экологи из Германии и Украины, а также представители местных властей.
Сотрудники Национального парка тогда также сетовали на отсутствие необходимых гидротехнических сооружений, которые помогли бы регулировать уровень воды в озерах системы и избежать обмеления основных ее озер.
Прошлой осенью вода Свитязя также ушла от берега — на 100—120 метров. Тогда начальник Волынского облуправления водных ресурсов Ростислав Кравчук предложил план спасения озера. Чуть ли не полтораста лет назад Свитязь был соединен каналом с расположенными чуть ниже озерами Луки и Перемут (они соединены короткой и довольно широкой протокой, из-за чего многие считают их одим озером). И фактически за свой счет питал эти озера.
В многоводные годы благодаря сбросу лишней воды по каналу удавалось избегать затопления села Свитязь. Когда канал только запустили, было рекордное падение уровня воды в Свитязе. В 60-х годах прошлого века для контроля стока на канале установили шлюз-регулятор. Увы, несколько лет назад шлюз окончательно вышел из строя.
Кравчук предложил отремонтировать шлюз, чтобы иметь возможность прегулировать сток. А чтобы не обмелели Луки и Перемут — отремонтировать такой же шлюз на канале, соединяющем их с речкой Копаевкой, которая впадает в Западный Буг. А также — тщательно мониторить влияние на Шацкие озера Хотиславского карьера. Однако тогда его не услышали. Мало того — долгое время не могли разобраться, на чьем же балансе находится злосчастный шлюз.
«ФАКТЫ» попросили прокомментировать ситуацию сотрудников Шацкого национального парка.
— В четверг, 18 июля, проблему рассматривали в Шацком райсовете. Были выделены средства на проект ремонта шлюза-регулятора на канале к Луки-Перемут. Планируется, что шлюз отремонтируют до конца года. Он позволит держать уровень воды в Свитязе на исторической отметке, — рассказал ведущий научный сотрудник Шацкого национального парка Петр Юрчук. — Пока же канал просто перекрыли мешками с песком, и вода практически не выходит. Ремонтировать будут и шлюз за Луками. Отмечу, что в 2000 году на каналах, соединяющих некоторые озера системы, были установлены несколько водопереливных сооружений (фактически это — перегораживающая канал плита, верхний край которой установлен на том уровне, на котором должна быть вода в озере. Все лишнее переливается через верх и течет дальше по каналу. — Авт.) — И с тех пор они помогают держать необходимый уровень на озерах и болотах. Конечно, там тоже вода может отойти от берега на полметра-метр, но это не так критично, как на Свитязе. Такие же водопереливные сооружения будут установлены на обводных каналах.
На 80% уровень воды в Свитязе зависит от атмосферных осадков. Остальное — за счет подземных напорных вод. В озеро впадают две канавы — из Линовца (мелкое и небольшое по сравнению со Свитязем озеро по соседству. — Авт.) и из болота за селом, но там водоток незначительный. После перекрытия канала и недавних дождей вода поднялась на 1 сантиметр. Это, конечно, немного, но если пройдут еще дожди, думаю, озеро поднимется.
— Но ведь мелеет Свитязь не только потому, что шлюз был сломан?
— Нельзя сказать, что он мелеет. Отошла вода на мелководной акватории — это не критично при 58 метрах глубины. Если бы глубоководье ничиналось прямо у берега — этого даже видно не было бы. А там, где глубина у берега пару сантиметров и на 200 метров тянется отмель — конечно, будут видны косы.
— Почему все же это происходит? Причинами называют и вырубку лесов, и сухую погоду, и карьер в Беларуси…
— У нас работает система ежемесячного мониторинга напорных и грунтовых вод. Часть контрольных скважин в 2017 году пробурили как раз на границе с Беларусью, в соседнем с нами Ратновском районе. Никаких значительных колебаний там нет. Если бы было влияние Хотиславского карьера, то в первую очередь высыхали бы озера в Ратновском районе, а в мелиоративных системах вода вообще пропала бы. Сейчас же она в системах есть, хоть ее и мало.
А вот дожди сейчас выпадают не в те сезоны, не в те сроки, когда оны нужны и в которые мы к ним привыкли. Дожди нужны были в мае и июне, но их практически не было. В июне, например, осадков выпало всего 18% от необходимого. И это накладывается на рост температуры. Кроме того, в этот год мы вошли с минусовым балансом воды в Свитязе — уровень воды еще в декабре был на 18 сантиметров ниже того, который должен был быть. Сегодня у нас — минус 35 сантиметров от уровня, который должен быть в июле (163,37 м над уровнем моря). Дожди не попадают в сезон, а испаряемость сейчас большая, поэтому и появляются отмели. Осень и зима теплые, весна холодная, недостаток осадков — из-за всего этого тоже падает уровень воды. Но если сейчас пойдут дожди, то все наладится. Иногда бывают в августе сильные дожди — и начинает заливать.
В начале 90-х годов прошлого столетия была такая же ситуация. Но тогда было менее критично — минимальный уровень держался на отметках 163,10—163,15 метра. В 2015-м опускался до 163,08 метра.
Что касается вырубки лесов, то в Национальном парке заготовка леса запрещена, разрешена только выборочная санитарная рубка, сохнущие деревья — в основном это сосна. А поскольку парк занимает почти всю территорию района, то лесозаготовок здесь практически нет. Поэтому версию о том, что родники пересыхают из-за вырубки леса, я не поддерживаю. (Впрочем, тут нельзя не отметить, что и в Шацком, и в соседнем Ратновском районе неоднократно фиксировались масштабные случаи нелегального производства древесного угля, для выжигания которого использовали незаконно вырубленный лес. — Авт.)
Как ранее сообщали «ФАКТЫ», после оккупации в Крыму обмелело озеро в Байдарской долине, что под Севастополем. А в грязевое озеро Ковш в Саках сливаются канализационные стоки.
Кроме того, в оккупированном Севастополе высохло рукотворное озеро на Сахарной Головке, где ранее была мини ферма.