Парижское соглашение не помогает
Согласно большинству прогнозов Института технической термодинамики Немецкого аэрокосмического агентства (DLR), среднегодовая температура повысится к 2050 году на 2 градуса или больше.
Это значит, что страны, подписавшие в 2015 году Парижское климатическое соглашение, не смогут выполнить свои обязательства. Они должны были бы сократить количество выбросов углекислого газа на 70% к 2040 году, или выбросы в сфере энергетики на 95% к 2050 году.
Причина в том, что они слишком медленно проводят модернизацию своих энергосистем: до сих пор мировой спрос на энергию растёт, а ископаемое топливо остаётся основным средством его удовлетворения.
С учётом этих факторов в 2018 году в том же институте составили базовый и революционный сценарии развития энергетики и транспорта в Беларуси.
Смоделированные варианты развития опубликованы под общим названием «Сценарий Энергетической [р]еволюции для Беларуси». Институт занимался исследованием два года. Ранее он готовил подобные документы, например, для Польши, Канарских островов и Бразилии.
Полный текст исследования для Беларуси
Выбросы выйдет снизить на 90%
В Беларуси мало изменилось за последние 10 лет: мы до сих пор много используем ископаемые виды топлива, такие как газ, и значительно зависимы от импорта.
Скорость развития возобновляемой энергетики в Беларуси крайне низкая, как считает доктор Соня Симон, научная сотрудница Института технической термодинамики Немецкого аэрокосмического агентства (DLR).
Изменить энергосистему и сделать устойчивемое жно, расширив использование возобновляемых источников энергии и повышая энергоэффективность. В энергетике лучше развивать технологии, связанные с низкими рисками.
Как это сделать? По мнению исследователей, это самый важный вопрос.
«Мы не определяем, к чему приведут политические меры. Мы действуем от обратного, то есть используем ретрополяцию. Мы говорим об использовании технологий, которые уже есть на рынке», – говорит Соня Симон.
В частности, немецкий институт предлагает отказ от ядерной энергетики из-за рисков при развитии этой технологии, поэтапное выведение из оборота нефти, каменного и бурого угля. Устойчивое развитие биомассы также важно.
Интересные факты в оптимистичном прогнозе:
- Самые многообещающие – энергия из биомассы и от гидроэлектростанций
- Возможно, нам придётся покупать биомассу за границей
- Теплонасосы могут дать лишь малую долю энергии
- Общественный и личный транспорт должен стать электрическим
- Электрифицировать всё невозможно
- Энергию будут получать в том числе из водорода
- К 2050 году станут использовать на 80% меньше ископаемых
- Экономика будет расти, население – убывать до 8,1 миллиона в 2050 году
Стоимость перестройки энергосистемы оценивают в 90 миллиардов долларов, а возможную долю энергии от ВИЭ – в 92%. Кстати, Беларусь смогла бы выполнить свои обязательства по снижению выбросов по Парижскому соглашению.
«Снижение выбросов углекислого газа на 90% достижимо при реализации сценария энергетической [р]еволюции, но при амбициозных технологиях с высокой эффективностью. Мы сможем удовлетворить растущий спрос на электроэнергию с помощью возобновляемых источников. Это предполагает разумные издержки, но требует усилий в плане политической воли и запуска трансформации», – подытоживает Соня Симон.
Ответ Института энергетики: Энергосистема инертна, но меняется
Следом выступил представитель Института энергетики НАНБ, старший научный сотрудник Иван Филютич. Он дал понять: развитие энергетики – это сложный процесс, который сложно оценить обывателю. Централизованная система, развитие которой спланировано до 2035 года, стоит дорого, а меняется медленно.
«Любая энергетическая политика должна отталкиваться от существующей энергетической инфраструктуры. Если её нет, то решения являются преждевременными: если крупные ТЭЦ в Минске или Витебске обеспечивают тепло, то проекты по реконструкции потребуют значительных затрат», – говорит Иван Филютич.
Что касается сценария [р]еволюции, то, по мнению специалиста, он ценен тем, что даёт альтернативное видение. Но при этом не учитывает все необходимые вложения: например, не учтены затраты по интеграции технологий в энергосистему.
«Мы чётко понимаем, что в связи с инфраструктурными и экономическими ограничениями не можем быстро и кардинально изменить ситуацию», – говорит он.
Описанные в исследовании изменения затронули бы весь платёжный баланс страны. Однако, один из важнейших факторов – политический:
«Ничто не заставит США покупать нефть у Ирана, Украину – природный газ у газпрома», – комментирует сотрудник института.
В то же время Иван Филютич уверен: экологизация топливно-энергетического комплекса в Беларуси будет набирать обороты. Беларусь стремится выполнить принятые международные обязательства по снижению выбросов парниковых газов, а снижение выбросов углекислого газа, по его мнению, – чуть ли не единственный путь повышения конкурентоспособности.