Патрулирование нерестовых рек давно стало обязательным пунктом в программе по сохранению лососей в Беларуси. Инициировала его «Группа защиты Нёмана», созданная в 2006 году. Идея получила поддержку у рыболовного клуба «БРИК», Товарищества «Зелёная сеть», ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», местной инспекции охраны животного и растительного мира, учёных и волонтёров из Беларуси и Литвы, там, где текут Нёман и Вилия.
Уже много лет добровольцы приезжают на ручьи Тартак, Сенканка, Дуда и Дудка, чтобы пресечь деятельность браконьеров во время нереста кумжи. Активисты обходят водотоки, охраняют нерестящуюся рыбу, подсчитывают её численность, расчищают русла от мусора.
Основными преградами для прохождения рыбы на нерест являются ГЭС, построенные выше по течению, плотины, сооружённые бобрами, захламлённость малых рек мусором и навозные стоки с ближайших ферм. Поэтому охотники по разрешению инспекции природоохраны отлавливают бобров, разрушают их речные постройки.
Пока остаётся вопрос с плотиной в Ольховке, её построили в 70-е годы прошлого века для картонной фабрики, и она уже несколько десятков лет никак не используется. Однако власти не идут на помощь защитникам лосося и до сих пор не разрешили снять один из роторов для рыбохода.
Трубу под мостом на Тартаке рыба перепрыгивает не с первого раза, но для облегчения её стараний волонтёры сделали каменные заслоны, и она может отдохнуть между попытками.
Кумжа прыгает против течения — идёт на нерест по ручью Тартак
Ещё одна проблема — загрязнение ручьёв и рек местными жителями. Так уж повелось в давние времена — мусор выносить за пределы участка и засорять окружающую среду. Да вот только времена изменились, стали выставлять контейнеры, ходит мусоросборочный транспорт, даже строят мусороперерабатывающие заводы, а человек живёт по старинке. И местная власть поощряет такое поведение, так как за мусором приезжают нерегулярно. В итоге вода становится непригодной не только для нереста рыбы, но и для самого человека.
Помимо браконьеров опасность представляют выдры: они тоже не прочь полакомиться красной рыбкой. И порой кумжа погибает от их когтей, , не успев отнереститься.
Для пресечения правонарушений развешаны информационные плакаты.
Для своих охотничьих целей выдра использует тоннели бобров.
Для спасения кумжи от браконьеров волонтёры патрулируют реки круглые сутки, а в стратегических местах ставят фотоловушки. Рыба выбирает хорошо промываемые водой места, там, где много гальки и нет ила.
После нереста в реке появляются бугорки — это гнёзда кумжи, где она сметала икру.
Почему рыба выбрала именно Островетчину для нереста? В её генетической памяти сохранилось, что именно здесь, в холодной и чистой проточной воде, она родилась. И именно сюда, преодолев сотни километров пути, ещё не раз (если повезёт) вернётся, чтобы дать жизнь новому потомству.