Пришел, увидел, спилил
По словам очевидцев, которые и проинформировали Межрайонную инспекцию по охране животного и растительного мира, "этот дуб – единственная достопримечательность деревни".
"В этой деревне вырос не только я и мой отец, - рассказывает Игорь Вячеславович Щербинский, - но и мои дед и прадед.
Бабка моя с 10 лет служила у пана в поместье, недалеко от деревни. Сейчас от него остались только развалины.
У нас в деревне чужих нет, все друг друга знают, потому что здесь выросли, как и я. Рядом живет мой дядька, через дом – тетка".
Когда-то возле того места, где стояло дерево, был дом, а вокруг него хозяин посадил большой сад и этот дуб. Не так давно наследники продали дом и землю. После чего дом снесли и сад срубили, но дуб оставили.
"Тут раньше почти до самой деревни рос лес. Волки водились, олени, косули. Да и кабан на желуди к дубу приходил. А потом, лет сорок назад, провели мелиорацию и выдрали все что росло", - сокрушается Игорь.
Болото, по его словам, было такое, что коровы топились, затем его высушили. Один вопрос: зачем? Мелиорацию провели, но ни один комбаин за все эти годы тут ничего не убрал. Лет десять назад провели еще одну мелиорация, после которой земли по прежнему пустуют - оставили голое поле, от которого толку нет, на нём ничего не растет. Хотя недалеко, за Ивенцом, есть земли плодородные, но они зарастают бурьяном.
"Все правильно, у нас в Беларуси, наверное нигде больше такого нет, - надо "асвоіць грошы", а толк какой? Раз закопали деньги, второй, третий. Но что тут вырастет?", - говорит Игорь.
Этот дуб был общим местом сбора деревенских. Там и тарзанка была для "малых", и шашлыки устраивали возле дерева. И все всегда знали, что дети гуляют под дубом, потому что больше негде, вокруг поля, "пустыня".
А в субботу и дерева не стало.
"Заезжаю я развернуться на поле, смотрю – а дуб лежит. А на следующий день его по частям пилят. Я позвонил начальнику инспекции, он сказал: "А что я его вам посажу?", - возущается Игорь. - Я ему говорю: "Так приедте, они же [рабочие "Воложинского ПМС" - от ред.] сейчас здесь!".
Но чиновник никаких действий предпринемать не стал. Тогда Игорь Вячеславович позвонил замначальку инспекции и тот всё таки приехал на место, сделал записи, замеры, фотографии.
Памятный дуб, как называли его местные, "Калядоў" (по фамилии человека, который дерево и посадил) пережил две войны и две мелиорации. А сейчас его спилили по ошибке. Но, как поделился своей догадкой Игорь, его скорее спилили под заказ. Если присмотреться, то после того, как его повалили, рабочие стали распиливать дерево на ровные куски, а 2 метра такого дуба стоит около 200$.
"Наверняка ребята решили спилить и продать. Все равно дерево в поле, кому оно нужно. Большей части дуба, которая была без веток, уже нет. Ее вывезли через несколько дней. Вопрос: куда?", - говорит Игорь Вячеславович.
Причину такому безолаберному и потребительскому отношению к окружающей природе местные видят в том, что начальство постоянно меняется, и им явно нет дела до той природы, которая здесь. Они пришли и ушли. Если бы чиновники сами тут жили, наверняка решения, которые принимают, были бы другими.
"Дуб очень жалко, даже дети мои плакали. Это же такая память. Только это не единственная проблема. После всех мелиораций, у нас вода пропала. Даже в колодце последнее кольцо осталось. Сажелка вся пересохла. Возим воду в бутылках, на баню — в бочках. А им дела нет. Продолжают проводить мелиорации", - жалуется Игорь.
Вопрос не дотянул до уровня Следственного комитета
"Ситуация конечно нелепая, – говорит заместитель начальника инспекции Чебан Кирилл. - После повторного звонка в субботу был осуществлен выезд на место, опрос свидетелей и фиксация правонарушения. А уже в понедельник были установлены виновные лица".
На работников "Воложинского ПМС" был наложен штраф в размере 5 базовых велечин за административное правонарушение в соответствии с нормой ст.15.22 ч.1 Кодекса Республики Беларусь об Административных правонарушениях. Так как эти рабочие в момент спиливания дуба производили мелиоративные работы, то и вина "Воложинского ПМС", как юридического лица, имеет место быть. Поэтому на унитарное предприятие наложили штраф в размере 80 базовых велечин. А также 12 миллионов беларусских рублей за вред причиненный окружающей среде согласно норме ст.101 Закона Республики Беларусь об охране окружающей среды. Высчитывался размер вреда согласно таксам, установленным в Указе Президента №348 от 24.06.2008 года.
"Повезло, что там только один дуб стоял. Если бы размер вреда превысил 80 базовых, этим вопросом занимался бы уже Следственный комитет", - подчеркнул замначальника инспекции.
Тем не менее, факт остается фактом. Многовековая история природы уже канула в зиму 2015 года. А древесина пойдет на дрова или кому-то на паркетный пол. Но дело ведь не в деньгах. Хочется верить, что на примере вот таких случаев, люди будут серьезней подходить к своей работе и к тому, что они делают. А наниматели – тщательнее готовить и инструктировать рабочих.