Если вы живёте в квартире или доме с канализацией, у вас так или иначе создаётся ощущение, что грязная вода просто исчезает в трубах. Это нормально – люди пользуются благами цивилизации и не задумываются обо всех конструкциях и системах, которые обеспечивают комфортную жизнь.
Но есть и те, кому приходится сталкиваться с последствиями работы этой системы. Люди живут недалеко от иловых прудов водоканала и вынуждены каждый день дышать загрязнённым воздухом. Система должна работать так, чтобы местные жители не чувствовали дурных запахов, но реальность оказывается далека от идеала.
В 2018 году жители Минского района, уставшие от постоянных неприятных запахов, начали вести переписку с местными властями. Они также создали петицию, в которой изложили свои требования:
1. Предоставить с указанием бюджета и календарного плана перечень срочных мероприятий по снижению распространения вредных веществ и неприятных запахов от иловых прудов-накопителей в зоны жилой застройки.
2. Предоставить гарантии по финансированию реконструкции Минской очистной станции УП "Минскводоканал" со строительством сооружений по утилизации осадков (исключающих захоронение в прудах) не позднее 2019 года.
3. Предоставить информацию по состоянию 17 действующих иловых прудов и сроках их консервации, планах по рекультивации земель. С целью недопущения дальнейших выбросов в воздух и как следствие распространения запахов и вредных веществ.
В чём, собственно, проблема?
Пройдя долгий путь по трубам и специалиную обработку на Минской станции аэрации, все нечистоты из Минска выводятся и вывозятся в иловые пруды – огромные накопительные карьеры, расположенные всего в 500 метрах от деревни Синило. Сейчас там 17 иловых прудов и создаётся 18-й. Чиновники утверждают, что всё делается в соответствии с законом, и что проблемы нет никакой в принципе. Но проблема есть, и не одна.
Во-первых, 18-й пруд создаётся с учётом того, что сейчас в 16 прудов якобы ничего не сливают, а активен только 17-й. Только это неправда: сливы идут и в некоторые другие пруды. Соответственно, воздействие на окружающую среду оказывается большим, чем утверждают ответственные лица. Интересно и то, что местные активистки смогли уличить чиновников во лжи благодаря данным с гугл-карт: там отчётливо видно, что в некоторых прудах, которые объявлены недействующими, идёт слив.
Во-вторых, Минскводоканал утверждает, что воздух возле иловых прудов достаточно чистый: по их словам, превышений по концентрации загрязняющих веществ не было выявлено аж с 2011 года. И нельзя сказать, что они лгут. Просто не говорят всей правды.
В реальности важны показатели не только отдельных веществ – надо учитывать суммарный эффект выделений различных веществ. Так, по группе суммации аммиака, сероводорода и формальдегида только за шесть месяцев 2018 года (второй и третий кварталы) было восемь превышений, и три из них были зафиксированы в жилой зоне. Таким образом, можно смело утверждать, что превышения есть, и что они случаются систематически.
Почему это важно для всех нас
Загрязнённый воздух – это не просто мелкий дискомфорт. Он создаёт опасность для здоровья и жизни местных жительниц и жителей, влияет на экономическое благополучие региона.
Согласно статистике риэлторов, предложение о продаже домов и квартир в “пуховичском” направлении выросло за год на 30% при нулевом росте по минскому району. Люди бросают свои места и уезжают, отчаявшись получить достойную и безопасную среду для жизни.
В 2017 году в Минском районе вырос уровень заболеваемости по сравнению с 2016 годом. Конечно, нельзя утверждать, что виной этому только загрязнение воздуха из-за функционирования иловых прудов, но игнорировать этот фактор было бы нелогично. Чаще всего местное население сталкивается с болезнями органов дыхания. Количество смертей, связанных с этими заболеваниями, в Минском районе в 2017 году выросло на 30%. На 9,2% вырос показатель смертности от новообразований (чаще всего это онкопатологии кишечника, трахеи, бронхов, лёгких и желудка).
Можно долго утешать себя тем, что именно вы живёте далеко от иловых прудов, и что именно вас и вашу семью эта проблема никак не затрагивает. Но важно понимать: если государственный подход к этому вопросу не изменится, совсем скоро эта проблема может стать вашей. Существующих прудов не хватит навечно, нужны будут всё новые и новые территории.
Сейчас общая территория, занятая иловыми прудами, составляет 111,1 га. Эти земли изъяты из сельского хозяйства, огромное количество метана, сероводорода, углекислого газа и других газообразных продуктов разложения испускаются в воздух. Неизбежно загрязняется прилегающий грунт и подземные воды, возрастает риск переноса загрязняющих веществ в русло реки Свислочь.
Обещанная модернизация
Европейские банки выделили на предстоящую модернизацию системы 168 миллионов евро, но назвать эту новость однозначно позитивной было бы неправильно.
Во-первых, вызывает вопросы предлагаемая технология. Была выбрана технология термофильного сбраживания с получением биогаза и последующим сжиганием сброженного осадка. Выбранная модель видится не самой удачной для экологической обстановки района. Дело в том, что сжигание осадка в любом случае сопряжено с выделением загрязняющих веществ. Да, производство биогаза – это очень хорошая идея, но сжигание отходов того не стоит.
Во-вторых, иловые пруды на данный момент всё равно остаются. И как бы чиновники ни пытались убеждать местных жительниц и жителей в том, что они примут наилучшее решение, которое позволит избавиться от существующих проблем, опыт Санкт-Петербурга показывает, что всё не так гладко.
Председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Семён Гордышевский так комментирует «подводные камни» такого рода проектов: «Проблема этих заводов та же, что и проблема мусоросжигающих заводов. Только отяшощена она тем, что осадок канализационный боле химически насыщен, чем бытовые отходы. Углеводороды, которые содержит этот осадок, горят. Остальные химические соединения хоть и не горят, но участвуют в реакциях горения. Что мы получаем на выходе? Продукты горения, токсические вещества. Они попадают в воздух».
Активистки и активисты, которые протестуют против нынешнего решения о модернизации, не утверждают, что точно знают, как сделать лучше. Они требуют независимой экспертизы, которая подтвердит или опровергнет выводы, сделанные теми специалистами, которых привлекал Минскводоканал. Разные технологии сжигания представляют разную опасность для окружающей среды, и перед тем, как в проект будут вложены огромные деньги, стоит перепроверить, действительно ли это хорошая идея.
Для наилучшего развития региона надо не «латать дыры», а заниматься стратегическим планированием с учётом мнения общественности. Рассматривать разные варианты и просчитывать последствия принятых решений.
Доктор технических наук, профессор Анатолий Гуринович убеждён, что проект реконструкции очистных сооружений Минска в том виде, в котором он представлен сейчас, станет бременем на наших с вами плечах. Он отмечает, что по какой-то причине власти выбрали самый дорогой вариант модернизации, и что это совершенно неоправданное решение.
«Очевидно, что разработчики не провели анализ и не выбрали наилучшее технологическое решение. При прогнозируемых объёмах производства, капитальных вложениях, тарифах и производственных издержках данный инвестиционный проект является экономически неэффективным и реализуем только в случае выделения гигантских сумм из бюджета.
Реализация бизнес-плана в его нынешнем виде приведёт и к серьёзным социальным последствиям ввиду безусловного роста тарифов на услуги канализации. Убеждён, документ требует серьёзной доработки. Необходимо предусмотреть меры по увеличению с 10% до как минимум 20% доли собственных средств в погашении кредитов, проанализировать возможности обработки и конечного использования осадков сточных вод».
Что вы можете сделать
Чтобы помочь активисткам и активистам в борьбе за чистый воздух, вы можете подписать петицию. Это важно не только для тех, кто живёт совсем рядом с иловыми прудами – решение по данному вопросу коснётся всех жительниц и жителей Минска и Минского района.
Также вы можете позвонить на горячую линию Горисполкома и выразить свою позицию по поводу этой проблемы - против сжигания иловых осадков и за выбор экологичного и безопасного для здоровья способа утилизации сточных вод. Звонить также можно на горячие линии комитета по здравоохранению и комитета по строительству и инвестициям.
Если не хотите общаться с чиновницами и чиновниками по телефону, вы можете направить письменное обращение, на которое они обязаны будут ответить по существу и в установленный законом срок.