Самый ярый поклонник велосипеда в семье Раи – это… её дедушка! Ему больше семидесяти лет, и он до сих пор ездит на велосипеде. Рая шутит, что может именно из-за такой сильной любви её отец и сама Рая относятся к велосипеду более равнодушно. Мама тоже не большая фанатка велосипеда.
Гамбург – большой город, и там часто бывает тяжело ездить на велосипеде. Власти хотят сделать его более зелёным и экологичным. Чтобы люди чаще ездили на велосипеде, запустили станции city bike. Велосипеды можно арендовать через приложение на телефоне. Взять велосипед на одной станции и оставить на другой. Такие станции есть во многих европейских городах. Первые полчаса езды – бесплатно. Затем каждая минута обойдётся в 8 евроцентов. Для сравнения: в Гродно час проката велосипеда стоит от 3 рублей.
Самая большая в Германии и мире велоорганизация насчитывает более 160 000 членов. Их миссия – сделать Германию «нацией велосипедистов». 74 процента из участников организации ездят на велосипеде, 61 – в короткие поездки и велопоходы, 23 воспринимают велосипед как вид спорта.
Велосипед – со школы
– У нас впечатление, что в Германии многие ездят на велосипеде и это преимущественный вид транспорта. Мы ставим европейские страны нашей в пример, – говорит Юлия Коледа из «ВелоГродно». – А как видится Германия с позиции человека, живущего там?
Рая говорит, что велосипед в Германии и правда не считается чем-то экстраординарным, а люди тянутся к велодвижению. Воспитывается этого со школы. В начальной школе у Раи даже был курс, на котором их учили кататься на велосипеде. После этого они от немецкой «ГАИ» получили неофициальные «права». Если в школе предлагают куда-то поехать, дети выбирают велосипед.
В школу и на работу часто тоже ездят на велосипедах
Поэтому многие велики в Германии с красивыми корзинками, куда можно положить учебники и сумки. Особенно удобно передвигаться в небольших городах. В больших городах велосипедисты ездят по дорогам вместе с автомобилями. Некоторые боятся активного движения.
Велосипедисты ездят по велосипедным дорожкам или по дороге. И если в Гродно и вообще в Беларуси пешеходы «отбирают» дорогу у велосипедистов, то в Гамбурге скорее будет наоборот. В разных городах разные правила провоза велосипедов. Велосипед можно брать с собой в метро, кроме утреннего и вечернего часа пик. В поездах и автобусах для этого обустроены специальные места.
В Гродно по закону велосипедист должен спешиваться на светофорах. В европейских странах для этого обустроены велоразметки для велопереезда. Штрафовать могут за переезд на красный свет и если в велосипеде что-то не работает.
Как решают вопросы в Германии и Беларуси?
Чтобы было удобнее передвигаться по дорогам, можно снизить скорость автомобилей по этой улице. В Беларуси об этом заговорили впервые. В Нидерландах, в Германии по улицам, похожим на улицы Гагарина, Титова, автомобили ездят со скоростью 30 км/ч. Так можно не заботиться о велодорожках, потому что велодвижение становится безопасным.
Прежде чем ввести новый закон или поправку, там всё тщательно изучают и проводят опросы. На одном из конфликтных перекрестков в Голландии установили камеру, снимали движение, изучили его и на построили на бумаге. Затем внедрили изменения и снова установили камеру, чтобы проверить, сработали ли нововведения. В Беларуси в таких случаях любят делать подземные переходы. Это неплохо, но не на всех на велосипеде можно въехать и выехать оттуда.
При строительстве новых микрорайонов и дорог в Гродно запланирована стройка ещё трёх подземных переходов. В текущем году впервые заговорили о нанесении велоразметок для велопереездов, но пока они не появились.
Вообще, велодвижение не может развиваться без поддержки правительства. Транспортная система может меняться только с их поддержкой, говорит Юлия Коледа.
– Надо рассчитать трафик автомобилей, возможно ли сократить количество полос или ширину полосы для автомобилей. Где изменить повороты, чтобы безопасно было. Велосипедное движение влияет на развитие автомобильного. А это более лоббирующая часть общества, чем велосипедная. Если бы государство не поддерживало нас, ничего не получилось бы.