50pets – это комбо: приют с котиками и собачками, магазин одежды Barking Store и сайт с новостями о животных Barking News. Ребята не только помогают бездомным животным, но и поддерживают важный активизм. С пятницы по субботу 14 и 15 августа они провели акцию: половину прибыли магазина со всех продаж отправили в помощь беларусам, пострадавшим на митингах.
Итого вышло 85 678 российских рублей ($1167). Половина этой суммы была перечислена инициативе для помощи беларусам, лишившимся работы из-за политических репрессий. А вторая часть – для помощи людям, пострадавшим в эти дни от действий силовиков.
Зелёный портал поговорил с создателем бренда Barking Store Романом Белоусовым о мерче, активизме и о том, как приют может начать самостоятельно зарабатывать на содержание своих хвостов.
Barking Store – это онлайн и офлайн магазин, где можно купить актуальный мерч с животными. Майку с милым добрым котиком вы тут вряд ли найдёте. Бренд стал знаменит благодаря своей «злой» серии. «Кэтзилла» и «Догзилла» – самые продаваемые принты. И скоро будет пополнение.
Вся история началась с приюта 50pets в Москве. В какой-то момент в однушке у Романа жили уже пять собак, поэтому семья решила переехать в Подмосковье и снять частный дом. Сейчас там, на месте, живёт и работает его мама Елена. Она занимается всей работой с животными, а Роман, находясь в Москве, отвечает за логистику, пиар и деньги – подтягивает ресурсы.
На пиковом моменте в приюте жило 18 собак. Тогда в 50pets подкинули собаку с восемью щенками. Двое из них так и не пристроились и остались жить в приюте. Но, как говорит Роман, такое количество – это перебор. Сейчас в доме живут 6 собак и 12 кошек. И в планах инициативы не расширяться самим, а помогать продвигаться другим. С прошлого года магазин Barking Store начал делать большие акции и развозить корма и медикаменты по другим российским приютам.
«Сейчас наш приют содержится на средства от магазина. У моей мамы есть зарплата, и у меня, и у сотрудников магазина. Мы покупаем корма за эти же деньги, но есть ещё и некоторая поддержка за счёт пожертвований. Это не в первый год произошло. Большая часть прибыли всё равно уходит на восполнение ассортимента и на развитие. Мы постоянно новые вещи выпускаем, новые принты, стараемся не повторяться. В первую очередь магазин – это бизнес. Иначе он бы не работал», – подчеркивает Роман.
В прошлом году ребята выбрали пять приютов на юге России и устроили по ним тур: сами развезли тонну корма и медикаменты. Заодно посмотрели, как всё устроено в регионах, и познакомились с крутыми волонтёрками.
Ещё была акция, когда процент от продаж магазина ушел также на помощь другим приютам. Есть конкретные принты, часть прибыли от которых идёт на помощь инициативам.
«За прошлый год мы поняли, что у нас есть финансовый и медиаресурс , который мы можем выделять на какие-то проекты. И в эту сторону сейчас двигаемся. Превратиться в фонд очень сложно – отдельное зоозащитное направление мы бы, наверно, организационно не потянули. Но мы хотим помогать. В октябре будем поддерживать томский приют, который собирается переезжать. Там не очень большое количество животным, поэтому мы сможем существенно помочь, чтобы они построили на новом месте все вольеры», – комментирует создатель бренда.
Свобода слова и собраний – идеи, важные для всех
Роман всегда был за гражданский активизм. Хоть магазин старается не лезть в политику, но есть определённые базовые вещи, как свобода собраний, которые они поддерживают, потому что эти принципы объединяют всех. Так, летом прошлого года бренд выделил деньги на поддержку пострадавших по «Московскому делу», когда люди массово вышли на улицы из-за того, что независимые кандидаты не были допущены к выборам в Мосгордуму. Тогда москвичам давали реальные сроки просто за то, что они вышли на улицу и сказали своё мнение.
Беларусь стала первой зарубежной страной, которую бренд решил поддержать. Кроме акции по материальной поддержке пострадавших, в магазине появился новый «Кусь 1312». Роман говорит, что достаточно плотно следит за событиями. Он сам не раз ездил в Беларусь и дружит со многими активистами отсюда.
«Перед выборами я начал замечать, что может сложиться ситуация, которой в Беларуси до этого не было. И это произошло. Власть не хочет признавать легитимные итоги выборов, а Лукашенко и его люди хотят удержаться и «забить» на выбор народа.
Для меня Беларусь – это какая-то очень близкая история, близкие друзья, у которых может что-то получиться. В России такие движения мне пока как-то страшно представить, потому что, мне кажется, что здесь большая концентрация силовых структур. А в случае Беларуси люди смогут перебороть это всё. И для меня важно, что в этом больше гражданского протеста, чем национализма. Мне очень нравится, что нет мощных ультраправых движений и видно, что на улицу выходят обычные люди, чтобы отстоять свой выбор.
Меня очень сильно подкупило, что начались забастовки на предприятиях. Это крутая базовая вещь, которая на постсоветском пространстве в основном не работает.
Но мне кажется, это вообще может стать ключевым в этой истории. И хотелось бы, чтобы забастовочная часть расширялась. Может быть, это единственный шанс на то, чтобы всё в итоге хорошо закончилось, потому что забастовки – мощный ненасильственный инструмент».
Роман говорит, что беларусы регулярно заказывают мерч Barking Store, постят с ним фотки в Instagram. Возможно, в будущем в Минске бренд тоже может появиться в каком-нибудь магазине-партнёре.
Ещё один из активистских мерчей – «Скулбас». Он появился после митингов 2017 года, когда высказать своё мнение против коррупции вышло много школьников. Принт получился заметным и ироничным. Его покупали даже полицейские.
«Полицейские бывают разные. С одной стороны, есть какая-то жесть и людей чуть ли не пытают, с другой стороны, полно обычных сотрудников, которые делают свою рутинную работу.
Участковым вообще не позавидуешь. Это такая деятельность, которая к политике отношения не имеет. И там бывают люди с чувством юмора, поэтому я не удивлен, что у нас полицейский купил «Скулбас». Тогда в Москве очень много школьников задержали. И это тоже стало большим событием, потому что люди поняли, что школьников интересует политика. Этот принт – рефлексия на тему тех протестов, но он остаётся актуальным до сих пор», – отмечает Роман.
У всего бренда есть своя внутренняя логика и легенда, по которой строится сюжет принтов и их направленность. Поэтому 90% идей и рисунков они придумывают сами. Часть обсуждают с дружественными иллюстраторами. Иногда кто-то сам попадает точно в цель, как это было с «Догзиллой» и «Кэтзиллой». Их полностью придумал Марат Арутюнов.
Иногда какая-то маленькая идея вырастает в отличную вещь. В прошлом году так появился свитер «Норма – это невроз». Роман увидел обложку книжки словенского философа Славоя Жижика и решил переделать изображение Жижика в кота. В итоге получилось злободневно. Славою этот свитер, кстати, тоже передали. Говорят, что понравился.
Как приюту закрыть вопрос с деньгами?
Закрыть финансовый вопрос хотелось бы каждому приюту. Роман советует, как это можно было бы решить.
«Надо подумать над какой-нибудь небанальной идеей, покопать зарубежный интернет. Потом попросить дизайнеров или иллюстраторов скинуть эскизы и показать их фокус-группе. Если какой-то принт выигрывает, можно с ним сделать пробный тираж футболок. Мой изначальный капитал был 70 000 рублей (около $1000 на тот момент). Я вложил его в первый тираж, но можно и меньшей суммой ограничиться. Если людям понравится, они будут фотографироваться, постить и продолжать покупать. И, может быть, всё закрутится.
Другое дело, что сейчас магазин съедает у меня 100% времени, как и любой малый бизнес. С другой работой это совмещать невозможно.
Стоит ли этим заниматься? Возможно, есть другой путь. Сейчас в России, Беларуси, Украине и других ближайших странах становится всё больше фондов. Люди, особенно в столице, больше жертвуют на благотворительность. И я думаю, что этот тренд сохранится. Возможно, собирать пожертвования эффективнее, если за них вы можете отчитаться и показать людям: все животные накормлены и пролечены. Люди готовы поддерживать такие инициативы из своего кармана.
Вопрос хорошего сайта и красивого паблика для приютов может быть важнее. Приютов очень много, и тут есть момент конкуренции. Нужно придумывать медийность на ровном месте, сотрудничать с блогерами, проводить акции. Это всё очень творческая деятельность. А у людей часто не остаётся времени на творчество, потому что они целый день присматривают за животными».
Ещё одна мысль – пересмотреть подход к волонтёрству. Когда люди хотят помогать приюту, чаще всего они собираются приезжать на место и работать с животными. Но, как говорит Роман, это не всегда хорошая идея. Для собак любой приезд гостя – это событие, поэтому предварительно животных нужно разделить, чтоб не покусали друг друга, а потом ещё и смотреть за ними, пока не привыкнут к новому человеку. Часто приюты вообще не сообщают посторонним свои точные адреса, потому что если это станет публичной информацией, то скоро у них под дверями появится коробка со щенками или котятами.
Ценная помощь со стороны могла бы от фотографа, разработчика, SMM-щика, пиарщика. Это работа, которая часто может быть сделана удалённо и будет большим подспорьем. Придумать инфоповоды для постов в соцсетях – это тоже важно. Это привлекает аудиторию. Кто-то может несколько лет читать ваш паблик, а потом взять кота из приюта. Удаленная информационная помощь часто очень недооценена. Возможно, она вообще самая ключевая. Ведь конечная цель, чтобы собака или кошка пристроились в хорошие руки.
«Наша медийная деятельность – это не только магазин, паблики и приют. Есть ещё Barking News – автономное медийное явление, – рассказывает Роман. – Это такой таблоид о животных со своими соцсетями. На них подписано ещё больше людей, чем на соцсети магазина. Мы все эти площадки используем для ненавязчивой пропаганды этичного отношения к животным и того, что нужно брать животных из приютов. Это важная медиатема, чтоб люди из большего количества каналов узнавали, что взять непородистую собаку – это круто».
У 50pets изначально все странички в соцсетях были нацелены на то, чтобы показать классных животных: симпатичные фотографии тут в плюсе. И это работает. Некоторые подписались на пожертвования 10 лет назад и до сих пор подкидывают денег на помощь.
«У меня есть подозрение, что тактика «SOS! Помогите!» локально срабатывает как экстренный случай. Например, если собрался большой долг в ветклинике. Но мне самому эстетически это всё надоело ещё лет 15 назад, и мы такое ни разу не практиковали, – комментирует создатель приюта.
– От этого появляется усталость. И обычный человек, наверно, со временем отпишется, потому что ему тяжело всё время видеть фото сбитых животных. Я сам, если честно, не люблю, пролистываю. Мне и так хватает негатива в интернете, я знаю, что много всего плохого происходит.
Есть много крутых пабликов, где сообщество волонтёров совместно спасает собак. Они как раз затрагивают больше темы, которые интересно читать и благодаря которым с ними остаются подписчики.
Я думаю, в маленьких приютах всё упирается в то, что там один человек отвечает за 99% вопросов. Это очень типичная история, когда всё держится на ком-то одном, поэтому помогать и объединяться – это очень правильное направление».
Ещё немного актуальных принтов
Когда в этом году в России началось голосование за поправки в Конституцию, у магазина появились новые стикеры. Так совпало!
Принт по мотивам ужасных пожаров, которые вспыхнули прошлым летом в Сибири
Это был тяжёлый год…