25.08.2020 / 12:08

Взрыв был почти месяц назад, но его последствия не исчезнут так быстро.

Четыре тысячи человек были ранены и не менее 135 – погибли. Это произошло в результате взрыва в столице Ливана – Бейруте – 4 августа. Часть города была разрушена ударной волной.

Причиной взрыва стала детонация 2 750 тонн конфискованного нитрата аммония, который хранился на складе шесть лет без соблюдения необходимых мер безопасности.

 

«Вы не найдёте нитрат аммония в природе»

Нитрат аммония (аммиачная селитра) – белое кристаллическое вещество, не имеющее запаха. Используется как удобрение, для изготовления спичек, антибиотиков и взрывчатых веществ. Применяется в промышленном горнодобывающем производстве для разрушения твёрдых пород.

Оно безопасно при правильном хранении, но если температура выше 32,2С, то вещество изменяет свои свойства, что может привести к самовозгоранию.

Фото - Alit Variatos
Фото - Alit Variatos

"Вы не найдете нитрат аммония в природе в естественном виде, – объясняет Андреа Селла, профессор химии в Университетском колледже Лондона, – Потому что это синтетический материал, получаемый в результате вступления в реакцию аммиака с азотной кислотой.

Настоящая проблема заключается в том, что со временем это химическое соединение поглощает частицы влаги и превращается в огромную затвердевшую массу. Взрывоопасность аммиачной селитры только возрастает и если произойдёт возгорание, химическая реакция будет ещё более интенсивной”.

При взрыве аммиачной селитры происходит выброс токсичных веществ: оксидов азота и аммиачного газа.

 

Следующими будут кислотные дожди

В Бейруте был виден оранжевый дым, появившийся прямо перед взрывной волной, что говорит о выбросах диоксида азота, представляющего опасность как для экологии, так и для здоровья людей.

“При слабом ветре находящиеся поблизости люди могут оказаться в опасности”, – говорит профессор Селла.

Если выбросы не рассеиваются ветром или дождём, они накапливаются в приземном слое атмосферы.

Попадая в атмосферу, оксиды азота вступают в химическую реакцию с другими веществами. Так они превращаются в азотную и серную кислоты и выпадают в виде кислотных дождей, которые разрушают экосистемы.

 

Вода становится красной

Кислотные осадки изменяют химические свойства почвы и воды.

В реках и озёрах вода становится слишком “кислой” (pH менее 5). В такой среде погибают водоросли, которые являются пищей для многих видов рыб, вслед за этим уменьшается уровень кислорода, активно развиваются буро-зелёные водоросли и происходит заболачивание водоёма. Когда уровень кислотности опускается ниже pH 4,5, то происходит мор рыбы, погибают лягушки и другие обитатели.

Накопление оксидов азота в океанах приводит к активному цветению микроорганизмов красного цвета, в результате чего вода приобретает красноватый цвет. Отсюда и название – “красный прилив”.

Эти “цветущие” микроорганизмы активно поглощают из воды кислород и выделяют токсичные вещества, например аммиак и сероводород. В результате погибает рыба и другие морские обитатели, а также прибрежные виды птиц.

 

Выжившие больше болеют

Например, в 2018 году во Флориде было объявлено о чрезвычайном положении. Отдыхающие на пляже люди стали жаловаться на кашель, зуд, проблемы с дыханием. Буйное цветение токсичных растений вызвало массовый мор рыбы на побережье.

Повышенная концентрация в воздухе диоксида азота представляет опасность и для людей. При концентрации NO2 в воздухе более 100 мкг/м3 увеличивается число респираторных заболеваний . Краткосрочное воздействие NO2 приводит к воспалению дыхательных путей, вызывает кашель, удушье, тошноту, снижается функция лёгких.

Проведённые в США исследования показали, что около 10-15 % населения страны страдают хроническими респираторными заболеваниями из-за повышенной концентрации в воздухе оксидов азота (100 мкг/м3 и более).

Воздействие оксидов азота в количествах значительно превышающих нормы может стать причиной генетических мутаций, нанести вред развивающемуся плоду, вызвать отёк горла, судороги, преждевременную смерть.

Длительное воздействие повышенных концентраций NO2  способствует развитию астмы, повышает восприимчивость к респираторным инфекциям. Особую опасность длительное воздействие диоксида азота представляет для детей и пожилых людей, а также для людей с ослабленным иммунитетом.

У тех, кто страдает хроническими сердечно-сосудистыми и заболеваниями дыхательных путей, развиваются осложнения, например, воспаление лёгких. У детей, живущих в загрязнённых выбросами районах, респираторные заболевания протекают в два раза дольше и могут быть осложнения.

 

Проблема утечек и выбросов токсичных веществ при производстве

Нитрат аммония опасен не только при неправильном хранении. Это вещество требует внимательного отношения к себе на всех этапах.

При нарушении процесса производства предприятия могут сбрасывать токсичные химические вещества в водоёмы, загрязнять землю и не контролировать уровень выбросов вредных веществ.

Например, австралийская компания Orica, один из крупнейших поставщиков и производителей взрывчатых веществ, регулярно нарушала лицензии на загрязнение окружающей среды, за что подвергалось осуждению со стороны местных сообществ в районах, где вела свою деятельность. Совет по охране природы Нового Южного Уэльса сообщает, что Orica нарушила свою лицензию на загрязнение 131 раз с 2000 по 2011 год из-за незаконных выбросов мышьяка и повышенных уровней оксидов азота и аммиака.

По утверждению Greenpeace химические заводы компании в Сиднее в заливе Ботани, в Виллавуде,  в Родосе и в Бэнксмедоу (окраина Сиднея), загрязняли грунтовые воды токсичными отходами.

В 2011 на заводе Orica, расположенном в жилом районе Стоктона, произошла утечка шестивалентного хрома и аммиака, о чем жители были проинформированы только спустя несколько дней после инцидента.

Хотя неблагоприятных последствий для здоровья жителей или окружающей среды не обнаружили, происшествие в Стоктоне вызвало панику в СМИ и среди общественности. Компанию обвинили в нарушении условий лицензии и в том, что она не сообщила об инциденте в кратчайшие сроки. Суд посчитал, что инцидент “может нанести серьёзный экологический ущерб и причинить вред здоровью людей”. Компании пришлось заплатить штраф в размере  211 750 долларов.

Иные нарушения включали выбросы азотной кислоты и мышьяка в реку Хантер в австралийском штате Новый Южный Уэльс, выбросы нитрата аммония и аммиака, а также паров ртути на заводе в заливе Ботани на юге Сиднея, которые превысили разрешённые уровни.

В 2012 Суд штата Квинсленд обязал Orica выплатить 432 000 долларов после того, как компания признала, что 217 раз совершала сброс загрязнённых цианидом сточных вод в период с марта по май 2011 года.

В 2014 году компания была оштрафована на сумму в 768 250 долларов за инциденты на заводах в Ботани и Кураганге. Это самый крупный штраф, назначенный когда-либо земельным и экологическим судом.

Ещё один скандал связан с намерением компании экспортировать 15 000 тонн  гексахлорбензола, от которого компания не могла избавиться в течение многих лет,  во Францию в 2014 году. Вещество является побочным продуктом при производстве растворителей, токсично и, согласно Стокгольмской конвенции о СОЗ, запрещено во всем мире.

Австралия не имеет установки для утилизации, а попытки избавится от ядовитого вещества и перевезти его в Данию или Германию, предпринятые компанией ранее, не увенчались успехом из-за протестов Greenpeace.

Более того, международная экологическая организация заявила, что она против того, чтобы страны экспортировали опасные отходы из-за риска судоходства, а также выступила против сжигания гексахлорбензола во Франции.

Адам Уолтерс, глава отдела исследований Greenpeace в Австралии и Тихоокеанском регионе, заявил, что сжигание отходов вызывает обеспокоенность из-за загрязнения воздуха токсичными веществами:

“Этот метод разрушения приведёт к выбросу диоксинов, – говорит он. – Гексахлорбензол нельзя утилизировать с помощью высокотемпературного разрушения. Существуют другие химические методы уничтожения токсичных отходов, которые не предусматривают сжигание".

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость