25.11.2021 / 08:11

Литва вручила Беларуси новую ноту протеста из-за БелАЭС. Минэнерго отвечает в «фирменном стиле».

К концу года на БелАЭС планируют запустить второй блок, Литва предсказуемо против, а Минэнерго окончательно теряет связь с реальностью. Как-то так выглядят новости последних дней.

Впрочем, это неудивительно – Минэнерго давно уже нечего терять. В условиях государственного террора любое даже самое логичное несогласие с линией, даже не партии, а просто Александра Лукашенко, чревато уголовными преследованиями и пытками. Так что представители министерства то ли в игровой форме, то ли на самом деле утратили связь с реальностью и обвиняют Литву в информационном давлении и использовании антибеларусской риторики.

Но давайте по порядку. Что вообще произошло? Как известно, первый блок Островецкой АЭС за год эксплуатации отключался уже девять раз, и это только усиливает уверенность в его опасности.

После девятого выключения и включения представителю посольства Беларуси в Литве вручили ноту протеста, связанную с тем, что Беларусь планирует начать физический запуск второго энергоблока к концу этого года.

В ноте МИД Литвы говорит, что «ввод в эксплуатацию второго блока Белорусской АЭС удвоит угрозы ядерной безопасности и окружающей среде в Литве и других странах региона» и просит власти Беларуси «воздержаться от этого безответственного и отягчающего обстоятельства решения».

Помимо этого, Литва требует приостановить работу первого энергоблока Островецкой АЭС, «пока не будут выполнены все современные требования ядерной безопасности».

Справедливости ради, первый энергоблок периодически действительно отключается от сети. Правда, зачастую это происходит без непосредственного участия и вообще какого-нибудь участия властей. Он выключается сам по себе, потому что... А Бог его знает, почему. И вот Литва предпочитает надеяться в таких вопросах не на Бога, а на учёных и протоколы безопасности.

А власти в Беларуси такой подход называют информационным давлением и обвиняют литовский МИД в том, что он якобы запугивает собственное население ядерной угрозой БелАЭС. По мнению Минэнерго, всё происходящее – это большая информационная кампания против Беларуси, и Литва продвигает антибеларусскую риторику на международных площадках.

Сразу же поправлю беларусское министерство: риторика литовских властей направлена не против Беларуси, а против режима. В глазах нынешних чиновников в Беларуси это одно и то же, но они ошибаются. Лукашенко – не синоним Беларуси.

Обвинять Литву в том, что она опасается соседства с вечно ломающейся беларусской АЭС – примерно то же самое, что жителей хорошего района в том, что они опасаются наркобаронов из гетто.

Минэнерго говорит, что обвинения Литвы голословны и имеют политический подтекст, но Минэнерго на самом деле просто лжёт. Литва не голословна, а опирается не только на субъективную категорию здравого смысла, но, как минимум, на резолюцию Европарламента, принятую в феврале 2021 года.

В резолюции говорилось, что Островецкая АЭС «начала вырабатывать электроэнергию 3 ноября 2020 года, несмотря на многочисленные сохраняющиеся проблемы безопасности и без доказательств степени выполнения рекомендаций экспертного обзора ЕС 2018 года и Международного агентства по атомной энергии» и о «постоянном отсутствии прозрачности и официальной информации о повторяющихся аварийных остановках реактора и отказах оборудования на этапе ввода станции в эксплуатацию в 2020 году, включая поломку четырех трансформаторов напряжения и неисправность систем охлаждения, в то время как на этапе строительства станции было известно о восьми инцидентах, включая два инцидента, связанные с корпусом реактора».

И на фоне всего этого особенно абсурдно звучат слова, что литовские власти якобы запугивают свой народ, говоря о ядерной угрозе со стороны Беларуси.

Такое перекладывание ответственности «с больной головы на здоровую» очень напоминает традиционалистский подход, согласно которому жертва насилия не должна «выносить сор из избы». Как раньше (да и теперь во многих кругах) вся вина за последствия для семьи накладывалась не на изменяющего или избивающего мужа, а на жену, которая посмела рассказать другим о том, что происходит, так сейчас и в страхе литовских граждан виноваты не беларусские власти, создающие ядерную угрозы, а литовские чиновники, называющие вещи своими именами.

«Количество и частота инцидентов вызывают серьезную озабоченность в связи с плохим обеспечением качества и контроля на этапах проектирования и строительства станции и ее низкой эксплуатационной безопасностью, что должно быть должным образом рассмотрено в рамках экспертной оценки ЕС», – говорилось в резолюции Европарламента.

«Попытки литовских политиков заработать бонусы в глазах европейских коллег, привлечь внимание европейского сообщества, выставляя БелАЭС “угрозой” для Европы, давно не воспринимаются серьезно и все больше напоминают борьбу с ветряными мельницами. Так думают не только в Беларуси», – заявило Минэнерго в ответ на протестную ноту Литовского МИД.

Минэнерго существует в параллельной реальности, и я могла бы, конечно, пошутить о внутренней эмиграции, вот только от радиации она не спасёт. Но раз уж озвучивание правды в этом министерстве называют запугиванием, то я предлагаю министерству не медлить и скорее обвинить МЧС в том, что запугивает людей угрозой пожара из-за курения в постели, а Минздрав – в запугивании людей угрозой рака лёгких из-за курения вообще.

И не надо забывать, что информация об опасности прогулок по льду – это запугивание школьников, а рассылка смс с предупреждением об урагане – практически массовый террор.

Но двойные стандарты, конечно же, у Литвы. Никаких сомнений.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость