Зелёный портал сходил на премьеру, пообщался с авторами и орнитологами и готов рассказать, о что показали в фильме и с какими проблемами сегодня сталкивается уникальный заказник Полесья.
О чем кино
«Большой транзит» стал не первой картиной, посвященной биозаказнику Турова. Попытки запечатлеть его неувядающую красоту предпринимались белорусскими кинематографистами и ранее. Ровно десять лет назад документалист Игорь Бышнев для «Белорусского видеоцентра» снял короткометражный фильм «Жизнь Туровского луга», в котором бегло (буквально за 11 минут) рассказал, какие виды пернатых гнездятся на заливных лугах рядом с рекой Припять.
У проекта «Генеральной продюсерской студии» история о биоразнообразии Туровщины получилась более масштабной и комплексной. В течение часа авторы последовательно рассказывают, какие птицы и из каких регионов мира прилетают на Полесье для размножения, демонстрируют их брачные игры, охоту, строительство гнезд. Отдельным видам (дупель, турухтан, кулик-сорока и пр.) даже посвящены свои миниистории.
Снимали кино на протяжении двух лет с помощью дронов и длиннофокусной техники, так что конечный результат сочностью кадров и своими деталями напоминает один из выпусков телеканала National Geographic, что можно отнести только к очевидным плюсам. Не забыты и проблемные моменты – в «Большом транзите» проговаривается важность сохранения биозаказника в нынешнем виде, необходимость кошения трав и кустов, выпаса коров, чтобы птицы продолжали прилетать на «Туровский луг» кормиться.
Что говорят эксперты
На показе присутствовали авторы картины, директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский и директор Туровской станции кольцевания Павел Пинчук, выступивший консультантом при создании фильма. Всем экспертам фильм пришелся по душе.
«Хорошо, что появляется такие фильмы, люди будут больше видеть, что такое Туровский луг, зачем он нужен. И так мы сможем остановить в случае чего его уничтожение», - считает Павел Пинчук.
Что угрожает Туровскому лугу
После просмотра между зрителями и приглашенными исследователями прошла небольшая дискуссия о съемках фильма, способах кольцевания птиц, их перелетах и прочих моментах орнитологического ремесла. Мы задали вопрос о проблемах, с которыми сегодня сталкивается заказник, и их оказалось на удивление много.
Во-первых, это весенняя охота. В фильме можно заметить, что в середине мая птицы уже сидят на гнездах, начинают появляться птенцы. А в это время в Беларуси проводится охота – это нонсенс. Потому кроме России и нас такого больше нигде нет. Но в России охота длится десять дней, а у нас – два месяца.
Во-вторых, это перспектива осуществления транспортного пути E40.
«Он должен соединить с помощью каналов Балтийское и Черное моря через Вислу, Припять и Днепр. Считаю его мифическим из-за миллиардного вложения средств – с одной стороны, - объясняет Павел Пинчук. – С другой – поляки сейчас признали, что с их стороны проект не будет реализован. Но есть опасность, что наше правительство и компании захотят его хотя бы частично осуществить. А это значит, что реку Припять будет копать, выпрямлять, дамбировать, строить для нее водохранилища. И хотя в самом обосновании проекта написано, что если это будет сделано, то Полесье как регион перестанет существовать – и это будет навсегда, его уже не вернешь».
В-третьих, это изменения климата.
«Вы видели, какой была эта зима, снега почти не было. Буквально недавно был на лугу – скорее всего паводка в этом году не будет, - рассказывает Александр Винчевский. – И если весной в Украине не пойдут сильные дожди, ситуацию предугадать будет тяжело. Потому что Припять – это уникальная река, она идет из Украины в Беларусь и уходит на Запад Украины, но большая часть идет по территории Беларуси. От дождей в Карпатах зависит, будет ли паводок. И если он будет, то популяция куликов, которая здесь гнездится, получит подпитку.
Птицы постоянно сюда возвращаются, многие даже 18 лет подряд. У них есть свой консерватизм и патриотизм, можно сказать. Конечно, когда животному и человеку хорошо, зачем ему искать новое место для жизни? Он возвращается туда, где хорошо. И представьте, что кулики, которых раньше было гораздо больше на лугу, прилетают – а в Турове сухо, есть нечего и вороны летают, ищут птенцов и яйца. Прессинг хищников увеличивается, потому что мало гнезд. Поэтому очень многое от климата зависит тоже».
В-четвертых, близкое расположение Туровского луга с городом.
«Летом здесь часто появляются люди: рыбаками, отдыхающие. С одной стороны, луг для Турова курица, которая несет золотые яйца, - поясняет Павел Пинчук. – Потому что все больше и больше туристов приезжают сюда, это место известное. Гостиницы в апреле и мае заняты. Но с другой стороны само это развитие – это очень большая опасность для биозаказника. Первая – это охотники, а вторая – рыбаки. Начинается все в середине мая, когда можно использовать на лодках моторы. И куча людей приезжает сюда в выходные дни, в основной массе это нетрезвые рыбаки, - для птиц это стресс, у них погибают яйца в гнездах. Мы пытаемся с людьми беседовать, чтобы они не ставили палатки на островах, не жгли костров. Это действительно большая проблема. Пять лет назад этот закон поменялся, до этого запрет на пользование был до 1 июня, потом поменяли на 18 мая – сейчас мы бьемся, чтобы вернуть это правило назад. Главное сегодня сохранить луг, чтобы было куда ездить и на что посмотреть».