26.04.2016 / 08:04

«Господи! Почему этот смрадный, ползучий туман здесь, в моём лесу! Почему? Ведь мы от Чернобыля в 145 километрах напрямую! Боже милостивый, за что нам такие мучения?! Ведь в моём крае, моём Полесье богатейшие ягодами и грибами места, знаменитая полесская клюква. И вдруг — всё отравлено», писала в сочинении моя подруга Люда через 9 лет после самой крупной технологической катастрофы XX века — аварии на Чернобыльской АЭС.

Каникулы в зоне с правом на отселение

С Людой мы знакомы с детства, которое я провела у бабушки, и по року судьбы именно этот прекрасный живописный уголок — деревня Глушковичи Гомельской области стал зоной с правом на отселение, где земля загрязнена цезием-137 от 5 до 15 Кюри на квадратный километр при допустимой норме до 1 Кюри. Право люди получили, но покидать родные места не захотели: ведь радиация — яд без цвета и запаха, но от его последствий вздрагиваешь…

О Чернобыле я слышала больше, чем все мои гродненские сверстники. В детском саду, во время измерения уровня радиации, была лидером. Но как можно было отказаться от незабываемого детства: любимой варёной кукурузы, которую бабашка собирала в 6 утра, чтобы успеть сварить к завтраку, прогулок на велосипеде к озеру или реке с друзьями, индийского кино в клубе, игры в резиночку и казаки-разбойники. А какие в Глушковичах звёзды кажется, можно дотянуться рукой! Только иногда, собирая ягоды в лесу,  вы бы видели, сколько черники на Полесье! встречала ужасающую надпись: «Запретная зона! Выпас скота, сбор ягод, грибов строго запрещается! Повышенная радиоактивная зона!».

О том, что радиация — зло, осознала через несколько лет после аварии. Чернобыль, как молния, «ударил» по моей семье: у двоюродной сестры Алёны, которой вместе с мамой, папой, тремя сёстрами и братом пришлось покинуть родные Новосёлки Хойницкого района (50 км от ЧАЭС) и переехать в Минск в статусе «пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС», обнаружили рак щитовидки… К счастью, операция прошла успешно и болезнь отступила, но шрам на шее всегда напоминает о страшных последствиях катастрофы.

 

Три миллиона человек погибли из-за аварии?

Взрыв четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года для миллионов людей разделил жизнь на до и после Катастрофы. Радиоактивное облако, прежде чем раствориться на столетия, как минимум дважды обогнуло Землю, оставив следы по всему Северному полушарию.

Схема распространения радиоактивного облака после взрыва на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 9 мая 1986 года, tut.by
Схема распространения радиоактивного облака после взрыва на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 9 мая 1986 года, tut.by

 Беларусь — самая пострадавшая страна, но 50% опасных радионуклидов выпало за её приделами. 400 миллионов человек получили значимое облучение, 5 миллионов, из них 800 тысяч детей, живут там, где им не стоило бы. Но Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и МАГАТЭ боятся говорить правду. В 1986 году многое было неясно: давали опрометчивые обещания и говорили, что всё не будет так страшно. Теперь мы можем сказать: страшно, неприемлемо страшно, и конец этой страшилки не виден: последствия будут ещё больше расширяться, и я не знаю, что из этого получится. Мы вступаем в эпоху детей Чернобыля: 7 поколений людей пострадают от последствий катастрофы рассказал президент Центра экологической политики России, профессор, доктор биологических наук Алексей Яблоков на международной конференции «Чернобыль +30» в Минске.

По словам учёного, который месяц назад выпустил 6-е издание книги «Чернобыль: последствия Катастрофы для человека и природы», реальное число пострадавших скрывают от общественности.

 В официальном докладе МАГАТЭ и ВОЗ говорится, что из-за аварии на ЧАЭС дополнительно от рака умерли 9000 человек, наши цифры — 50 000 смертей. Исследования учёных показали, что общая дополнительная смертность по всему миру за 20 лет после Чернобыля составила один миллион людей. После 1986 года увеличилось количество выкидышей, а это ещё два миллиона нерождённых — вот масштабы жертв Чернобыльской катастрофы! Поэтому об этом молчат: существует атомное лобби, которому не выгодно, чтобы последствия были исследованы и представлены, говорит Алексей Яблоков.

 

Гродненская область почти не загрязнена

По сравнению с Глушковичами Гродно казался совсем безопасным местом в Беларуси. Здесь никто не говорил о радиации, а дети не ездили на лечение в Канаду, Германию и даже Японию, как жертвы Чернобыля. Гродненская область действительно считается одним из самых незагрязнённых регионов Беларуси.

rad.org.by
rad.org.by

В 1986 году 23% территорий Беларуси были загрязнены цезием-137 выше 1 Кюри на квадратный километр. В Гродненской области самый «летучий» радионуклид с недопустимой плотностью загрязнения «осел» в трёх районах: Новогрудском, Ивьевском и Дятловском.

 В регионе были зарегистрированы 84 населённых пункта с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения цезия-137 от 1 до 5 Кюри на квадратный километр, в том числе в Новогрудском районе — 12, Ивьевском — 50, Дятловском — 22, —говорит заведующий отделением радиационной гигиены Гродненского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Александр Размахнин.

В зоне радиоактивного загрязнение расположено 5,2% лесных угодий Гродненской области. Распространение изотопов цезия-137 имело пятнистый характер, что хорошо видно на картах.

Любопытно, что на карте Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси обозначено небольшое пятно с загрязнением цезия-137 от 5 до 15 Ки/кв.км (зона с правом на отселение) в Новогрудском районе. По прогнозам, к 2046 году территория загрязнения радионуклидом с плотностью загрязнения от 1 до 5 Кюри на квадратный километр останется только в Новогрудском районе. Если сравнивать с Гомельской областью в том же 2046 году большая часть региона будет по-прежнему загрязнена цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2, в отдельных районах — от 15 до 40 Ки/км2.

Учёные выяснили, что за первые 10 лет после катастрофы жители загрязненных районов Гродненской области получили наименьшее облучение по сравнению с другими регионами страны. Для сравнения: показатели Гомельской области превышаются почти в 1000 раз (Гомельская — 10 398 человеко-зивертов, Гродненская — 133).

 

Что ждать от радионуклидов

Тем временем 30-летие со дня Чернобыльской катастрофы вроде как несёт и хорошие новости — полураспад «летучего» цезия завершился, а значит, территории должны быть чище, но…

 Полный распад цезия-137 длится 300 лет. С физической точки зрения сейчас этого дозообразующего радионуклида стало в два раза меньше. Вроде как опасность должна уменьшиться, а этого не произошло. Почему? Радионуклидов стало меньше, они погружаются в почву, где их «хватают и вытягивают» наружу корни растений. А снаружи люди, которые потеряли страх, собирают на этих территориях грибы, ягоды, пасут коров. Получается парадоксальная вещь: цезия становится меньше, а внутреннее облучение у жителей, которые едят эти продукты, — больше. Чернобыль не ушёл, он рядом с нами и иногда становится злее, чем был! Предстоят ещё чудеса: есть ещё плутоний, который сейчас «покоится» в зоне отчуждения (период полураспада — 24 000 лет), но он, распадаясь, превращается в америций-241, а это такой же сильный и «подвижный» излучатель радиации. Территории, которые были загрязнены плутонием в 1986 году, станут в 4 раза больше к 2056 году, потому что плутоний превратится в америций, говорит Алексей Яблоков.

 

Последствия «йодного» удара

«Йодный удар», который проходил с мая по июль 1986 года по Беларуси, стал причиной роста рака щитовидной железы (РЩЗ). Заболевание признаётся официально как главное медицинское последствие Чернобыльской катастрофы. Более 50% всех случаев РЩЗ в группе 0-18 лет за 20 лет после аварии возникло у детей, которым во время «йодного удара» было до 5 лет. По официальным данным, число людей, заболевшими раком (в момент катастрофы им было до 18 лет), увеличилось в 200 раз в период с 1989 по 2005 года.

Радиоактивное загрязнение территории Республики Беларусь йодом-131 на 10 мая 1986 г. rad.org.by
Радиоактивное загрязнение территории Республики Беларусь йодом-131 на 10 мая 1986 г. rad.org.by

Кроме того, по данным Министерства здравоохранения РБ до катастрофы (1985 год) 90% детей относились к категории «практически здоровы». К 2000 году число таких детей составило менее 20%, а на сильно загрязнённых территория Гомельской области — 10%.

По данным официальной статистики, число детей-инвалидов в период с 1990 по 2002 года увеличилось в 4,7 раза.

 

Цифры

По данным Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 1 миллион 142 тысячи беларусов, в том числе 260 тысяч детей, живут в зоне радиоактивного загрязнения цезием-137 от 1 до 15 Кюри на квадратный километр. 1800 человек остаются жить на территориях с последующим отселением, с уровнями загрязнения цезием от 15 до 40 Ки/км2. Жители сами не захотели переселяться на более безопасные территории.

Автор:
Фотограф:
tut.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость