26.05.2022 / 10:05

Несмотря на то, что ЧАЭС и вся территория вокруг нее вернулись под контроль Украины, станция все еще попадает в сводки новостей. И инфоповоды, по-прежнему, не самые оптимистичные.

Так вслед за информацией о крупных пожарах, полыхавших в Зоне в мае, появилась новость о том, что Госбюро расследований Украины подозревает замдиректора Чернобыльской АЭС в дезертирстве и помощи россиянам в захвате атомной электростанции. Об этом сообщил официальный сайт ведомства.

Его задержали еще в марте, обвиняя в том, что он самовольно покинул место службы в условиях военного положения и скрывался на территории Закарпатской области.

«Военнослужащий сбежал со станции и не обеспечил физическую защиту объекта, что прямо входило в его функциональные обязанности. Вдобавок, в ходе следствия работники ГБР проверяют возможную причастность чиновника к проведению подрывной деятельности против Украины», – объяснили в Бюро.

Имя замдиректора не называется, однако сообщается, что сейчас правоохранители проверяют, не мог ли подозреваемый оказать какое-либо содействие российским оккупантам, которые в конце февраля захватили атомную станцию. В этой связи проведены обыски в административных помещениях ЧАЭС и по месту жительства фигуранта. Также опрошены свидетели.

Если информация получит подтверждение, чиновнику грозит ответственность по ч. 1 ст. 111 УК Украины – государственная измена.

Сообщается также, что судебно-психологическую экспертизу и допросы проведут в отношении других должностных лиц ЧАЭС.

Кроме того, в конце мая появилась информация, что в Зоне ЧАЭС все еще ведутся работы по разминированию. Этим занимаются саперы Нацгвардии Украины.

«Радиационный бронетранспортер и минно-взрывные ловушки. Саперы НГУ разминируют территорию Чернобыльской атомной электростанции, чтобы ее работники смогли полноценно возобновить работу после оккупации российскими войсками»,говорится в сообщении пресс-службы НГУ.

 

Что случилось?

В первый день войны, 24 февраля, российские войска оккупировали территорию Чернобыльской АЭС. В плену оказалось 130 работников станции и соседних предприятий, 169 военнослужащих Национальной гвардии Украины, несколько случайно оказавшихся в Зоне отчуждения сталкеров. С момента захвата ЧАЭС одна и та же смена сотрудников работала непрерывно.

Через несколько дней после захвата ЧАЭС, российскими войсками была оккупирована и Запорожская АЭС.

Ситуация была крайне опасной. На территории ЧАЭС находились два хранилища радиоактивных отходов,  возведенное над четвертым энергоблоком атомной станции «Укрытие», завод по переработке отходов. Если бы произошла авария, то она могла бы быть более катастрофической, чем авария 1986 года.

Захватывая станцию, российские войска повредили систему подачи энергии. Появилась угроза утечки радиоактивных веществ из хранилищ отработанного ядерного топлива. Там хранится около 20 тысяч отработанных топливных сборок, которые нуждаются в постоянном охлаждении. 

Если бы эти вещества попали в окружающую среду, то пострадать от радиоактивного загрязнения могли бы другие регионы Украины, Беларуси, России, Европы.

Какое-то время станция работала на резервных генераторах. Когда топливо в них закончилось, ситуация стала крайне критичной.  Только тогда электрикам разрешили починить систему. Катастрофы удалось избежать.

«Дизельного топлива хватит только на 48 часов. После этого контроль за ядерноопасными объектами будет полностью потерян. По информации от диспетчерского центра, причиной обесточивания является прорыв линии электропередачи, место прорыва пока неизвестно. Для восстановления электроснабжения необходимо срочно (!) предоставить коридоры для ремонтных бригад», – говорилось в записке гендиректора ЧАЭС Валерия Сейды.

В мае Министр энергетики Украины Герман Галущенко вместе с министром обороны Алексеем Резниковым вручили награды 19 работникам «Укрэнерго», которые под обстрелами ремонтировали линию электропередач, чтобы не допустить катастрофы.

31 марта российские войска покинули территорию ЧАЭС, но их присутствие нанесло значительный ущерб и самой станции, и находящимся там исследовательским центрам.

Так украинский атомный регулятор «Энергоатом» сообщал, что оккупантами была разграблена и уничтожена  аналитическая лаборатория стоимостью 6 млн. евро. Это был уникальный современный комплекс с мощными аналитическими возможностями, который мог предоставлять услуги на любом этапе обращения с радиоактивными отходами.

Было украдено и вывезено 133 источника ионизирующего излучения, общей активностью около 7 миллионов беккерелей. Это сравнимо с 700 килограммами радиоактивных отходов, обладающих бета- и гамма-излучением.

Кроме того, во время оккупации российские военные рыли окопы в зоне Рыжего леса, поднимая пыль и вместе с ней радиоактивные частицы. Согласно данным «Энергоатома», уровень радиации в районе Рыжего леса превышает норму в 10-15 раз.

В 2019 на этой территории были обнаружены участки с очень высоким уровнем загрязнения. Там на глубине 40-60 сантиметров были захоронены фрагменты ядерного топлива. Но российские военные копали еще глубже. 

Опасность также представляют все вещи и «артефакты», которые побывали и были вывезены из Чернобыльской зоны. И это не только объекты с ЧАЭС. Так описывает то, что оставили после себя российские военные заведующий научным отделом «Чернобыльского радиационно -экологического биосферного заповедника»:

«Посетили Чернобыль – приводили в порядок офис после оккупации. Здание, естественно, вскрыли и ограбили. Стащили все то, что имеет утилитарную ценность в хозяйстве: холодильник, морозилку, микроволновку, чайник, инструменты, бензопилу и мотокосу. Полевое оборудование почти все забрали: дрон, рулетку на 50 метров, дальномер, сумки и рюкзаки, фонарики, резиновую лодку. Одежду от M-TAC и ботинки тоже. С дозиметром не разобрались, поэтому оставили. Из лаборатории утянули микроскоп, весы электронные и дистиллятор. Часть лабораторной посуды побили. В хаосе вещей можно было увидеть метод поиска представителей второй армии – открыть шкаф, все из него вывернуть, потом копаться в этом на предмет чего-то ценного. Компьютеры, обычно, потрошили – доставали процессор, память и винт. К мониторам у них была ненависть: разбивали те, что не унесли. Библиотеку и документы не тронули, но зачем-то забрали мемуары Кита Ричардса "Жизнь". Видимо обложка понравилась. От себя незваные гости почти ничего не оставили, кроме кителя старлея Нацгвардии, который стырили на ЧАЭС».

Некоторые предметы, которые теоретически могли быть вывезены с Чернобыльской зоны и представляют опасность, находят в разных местах, где прошли российские войска.

Так, в начале мая житель Бучи нашел у себя в доме колбу со ртутью. Он обнаружил находку после того, как там побывали российские военные. Радиационный фон колбы значительно превышал норму. Однако на ЧАЭС опровергают, что колба была вывезена со станции и заверяют, что никаких ядерных или радиоактивных веществ не было похищено.

 

Последствия вторжения в Чернобыль. Пылевые бури, пожары и их опасность

В марте и мае в Беларуси были замечены пылевые бури в пригороде Гродно, а также в Бобруйском районе. Дело в том, что при пылевой буре в атмосферу поднимается большое количество пыли и песка, которые способны переноситься на сотни и тысячи километров. Это могут быть как песчинки, так и различные мелкие частицы, например,  удобрения, ядохимикаты, а также споры, бактерии и аллергены. Частицы могут находиться в атмосфере от нескольких часов до 10 и более дней в зависимости от размера.

Пылевые бури сами по себе могут наносить значительный вред здоровью человека. Мелкие частицы размером менее 10 мкм способны попадать в верхние и нижние дыхательные пути и тем самым вызывать респираторные расстройства, влиять на работу внутренних органов и вызывать сердечно-сосудистые нарушения.

Для территорий, находящихся вблизи зон пострадавших от радиационного загрязнения, и проживающего там населения пылевые бури представляют особую опасность. Вместе с пылью переносятся также и радиоактивные изотопы: цезий-137, стронций-90, плутоний и америций, осевшие в почве в результате взрыва на ЧАЭС.

Если посмотреть старую на карту суммарного загрязнения цезием-137, и наложить на нее карту пылевых бурь Беларуси, то западные, юго-западные и южные зоны сильного загрязнения совпадают с пылевыми бурями высокой и сильной интенсивности.

«Особенно интересно то, что наиболее опасными (перераспределяющими радионуклиды вглубь территории страны) являются господствующие весной ветры юго-восточного и северо-западного румбов. Следовательно, именно в весенние месяцы и начале лета происходит максимальное перераспределение и перенос радионуклидов ветровой эрозией. И именно в это время максимально нежелательны лесные пожары, передвижения техники, копание фортификационных сооружений и прочие несовместимые с Чернобыльской зоной отчуждения действия», – отмечает химик Сергей Бесараб.

Все эти действия совершались российскими военными в период оккупации ими зоны ЧАЭС. 

Еще одну опасность представляют пожары в зоне отчуждения ЧАЭС, поскольку приводят к повышенному уровню загрязнения воздуха. В атмосферу попадают радионуклиды, которые переносятся ветром на большие расстояния.

Весной 2022 эта опасность была близка. Один пожар случился в районе ЧАЭС 27 марта из-за ведения там боевых действий. Второе возгорание произошло 17 мая в районе села Страхолесье Вышгородского района Киевщины. Оба пожара удалось ликвидировать и предотвратить катастрофу.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость