27.01.2022 / 10:01

Инфлюенсеры не только «воскрешают» четвероногих друзей, но и создают им копии при жизни, сохраняя и даже увеличивая количество подписчиков.

Чихуахуа по кличке Брюс Уэйн и его клоны. Фото @ipartywithbrucewayne
Чихуахуа по кличке Брюс Уэйн и его клоны. Фото @ipartywithbrucewayne

Овечка Долли, первое клонированное из клетки взрослого животного млекопитающее, появилась на свет в 1996 году и прожила больше шести лет. С тех пор клонирование животных превратилось в огромную индустрию: учёные продолжают эксперименты с более сложными организмами и вымершими видами животных, а частные компании предлагают клиентам «реинкарнацию» их любимых домашних питомцев.

В последние годы, с возросшим влиянием соцсетей и появлением тысяч «животных-инфлюенсеров», футуристичная услуга стала ещё актуальнее. Хозяева не только хотят вернуть четвероногих друзей, но также сохранить подписчиков и доход от их популярности. Несколько владельцев таких аккаунтов рассказали изданию Input о том, как принимали решение и как аудитория реагировала на новых героев популярных аккаунтов.

29-летняя жительница Калифорнии Кортни Удвар-Хейзи завела инстаграм своей собаки Уиллоу в начале 2017 года, как только завела питомца. Аккаунт быстро набрал популярность, и тысячи подписчиков стали следить за взрослением и жизнью волкособа (гибрида волка и собаки). Но через два года произошла трагедия — Уиллоу сбежала от сиделки и попала под машину.

Моя подруга отвезла нас к ветеринару. Когда я приехала, Уиллоу была ещё жива. Она умерла на заднем сидении автомобиля, в моих руках.

Однако аккаунт Уиллоу активен до сих пор: если не изучать каждый пост, не вчитываться в сообщения и комментарии, можно подумать, что ничего не изменилось. Но изменился главный герой страницы — теперь это волкособ по кличке Феникс, клонированная в 2019 году из клетки погибшей собаки. И, в отличие от родного брата Уиллоу другого окраса, отличить клон от оригинала почти невозможно.

Вместе с Феникс при клонировании родилось ещё пять идентичных щенков, которых Удвар-Хейзи раздала знакомым. Время от времени они встречаются, и в инстаграме Феникса появляются сюрреалистичные фото идентичных животных. Некоторых подписчиков такой контент отпугивают: они называют клонов собаками-зомби, а хозяйку — безумной богатенькой девчонкой.

Феникс со своими сёстрами, родившимися при клонировании
Феникс со своими сёстрами, родившимися при клонировании

Процесс клонирования действительно достаточно дорогостоящий и трудный. В зависимости от вида и породы животного, цена может составлять от 35 до 50 тысяч долларов. Суть неотличима от ЭКО (искусственное оплодотворение, применяемое в случае бесплодия): эмбрионы формируются в лаборатории, а затем переносятся в тело суррогатной матери, рассказала Мелен Родригез, сотрудница компании ViaGen, клонировавшей Феникса.

«Если у вас есть чудесный питомец, которого вы любите всем сердцем, его потеря — очень тяжёлый удар. Большинство наших клиентов оказываются в такой ситуации», — так Родригез объяснила, почему люди решаются на клонирование. Для Удвар-Хейзи была и другая причина: «У нас с Уиллоу была особая связь — я фотографировала её каждый день, она была моей музой. Для меня важнее всего было сохранить её наследие и продолжить родословную».

Ещё один клиент ViaGen — 32-летняя дрессировщица из Техаса Келли Андерсон. Она рассказала, что кошка по кличке Чай, умершая в 2017 году, была не просто питомцем, но и поддерживала её в борьбе с депрессией и расстройством пищевого поведения. «Чай была моей родственной душой, и клонирование стало способом пережить её потерю», — добавила хозяйка.

У Андерсон тоже есть инстаграм, посвящённый её питомцам, но после смерти Чай она на какое-то время завязала с соцсетями. «Я создала свою аудиторию с нуля, но в тот момент всё начало рушиться. Я будто исчезла с лица земли», — описала эмоции девушка, решившаяся на клонирование. Но если со смерти волкособа Уиллоу до рождения Феникс прошло меньше года, то Андерсон пришлось ждать около четырёх лет.

Белль, клон Чай, появилась на свет только в 2021 году. По словам хозяйки, длительное ожидание повлияло и на её состояние, и на инстаграм-аккаунт: «Я потеряла много подписчиков и их интерес к странице. Теперь я медленно начинаю восстанавливать всё это с Белль». Андерсон отметила, что компания просила её не озвучивать, сколько попыток потребовалось на создание клона.

Девушка отметила, что компания сохранила образцы ДНК её кошки, если она захочет вновь клонировать Чай. Андерсон заявила, что пока не собирается повторять процесс — в будущем она планирует попробовать справиться с горем своими силами вместо того, чтобы клонировать животное заново.

Подобные истории уже не являются уникальными. В сети появляются десятки аккаунтов, посвящённые клонированным животным — это только те, которые открыто об этом заявляют. Некоторые клонируют любимых питомцев ещё при жизни. Например, хозяева чихуахуа по кличке Брюс Уэйн завели четырёх его клонов — теперь у них коллективный аккаунт «Брюс Уэйн и компания».

Чихуахуа по кличке Брюс Уэйн со своими копиями
Чихуахуа по кличке Брюс Уэйн со своими копиями

Другие заранее передают клетки животных компаниям, занимающимся клонированием. Они сразу планируют воссоздать питомца после его смерти. Процесс могут начать и заранее — если животное стареет или заболевает. Некоторые хозяева популярных «четвероногих инфлюенсеров» даже заключают официальное партнёрство с ViaGen и рассказывают о сохранении ДНК в промо-постах.

Такое внимание нормализует необычную услугу. Всё больше хозяев, решившихся «вернуть» любимого питомца, обращаются в лаборатории: на сайте ViaGen рассказаны истории уже более сотни воссозданных кошек и собак. При этом компании отдельно работают и с блогерами, рассказывая о преимуществах «вечных животных» на тематических конференциях.

Мелен Родригес отметила, что клонированные питомцы не являются «реинкарнациями» своих предшественников — при практически идентичной внешности, это другие животные со своими личностями. Но она считает, что их работа поможет безболезненно для хозяев и незаметно для окружающих заменить оригинал: «Вашим знакомым или подписчикам не обязательно об этом знать, они могут вообще ничего не подозревать».

«Джорджия — оригинал и генетический донор. Кисмет — клон и генетический близнец». Скриншот с сайта ViaGen
«Джорджия — оригинал и генетический донор. Кисмет — клон и генетический близнец». Скриншот с сайта ViaGen

Подобный тренд часто подвергается критике. Во-первых, из-за этичности в отношении животных, которые против своей воли становятся суррогатными матерями. Во-вторых, собаки и кошки редко рожают одного детёныша — остальных, в лучшем случае, раздают знакомым или сотрудникам компании. Иногда их отправляют в приюты, куда и так ежегодно попадают миллионы животных.

Помимо самого использования животных в качестве суррогатных матерей, иногда им также вживляют дополнительные гормоны, которые могут влиять на здоровье. В некоторых случаях яйцеклетку также извлекают из питомцев, ставя вопрос об этичности ещё более остро. В южнокорейской компании Biotech Research Foundation, клонировавшей более тысячи животных, считают, что в будущем этого можно будет избежать, а процесс станет безопаснее.

Источник:
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость