«Это возможно один из первых больших примеров того, когда в реальном мире происходит что-то до того, как мы можем внести это в модель, — говорит Бенджамин Сандерсон, один из авторов. — Это событие было более разрушительным, чем допускали какие-либо модели XXI века. Только одна модель начала показывать события такого масштаба, и то ближе к концу столетия».
Крупнейший в истории австралийского государства пожар разгорелся летом 2019 года, пик бедствия пришелся на декабрь-январь. В ходе пожаров погибло 34 человека, больше 6 000 зданий было сожжено. По оценке экологов, катастрофа унесла жизни около 1 млрд животных. Некоторые ученые считают, что пожары обрели столь разрушительную силу из-за того, что глобальное потепление нарушило баланс влажности над водами Индийского океана.
Как отмечают эксперты, предсказание пожаров — одна из самых сложных задач для климатических ученых. Издание WIRED подчеркивает, что для подобного моделирования нужно знать насколько больше станет CO2 в атмосфере, какие виды деревьев станут более распространенным и другие факторы, включая распространенность засух и дождей. Авторы работы также отмечают растущую роль суперкомпьютеров.
«Одна симуляция требует колоссальных компьютерных и энергетических мощностей, — говорит Бенджамин Сандерсон. — Мы загнали себя в угол с климатической наукой, где моделирование требует таких затрат, что мы можем провести операцию всего один раз».
Несмотря на сложности в прогнозировании изменения климата, ученые сходятся во мнении, что глобальное потепление сделает Австралию более уязвимой перед пожарами. За последние 20 лет около 1% смешанных лесов страны горели в ходе пожаров, однако в этом году стихийное бедствие охватило 21% леса.
Австралийские ученые Джэймс Уотсон и Лорен Рикардс отметили, что подобные катастрофы затрудняют сами климатические исследования. Из-за пожаров многие экосистемы были повреждены, пострадало множество исследований, помещений и техники. Ливневые дожди разрушили 65 оранжерей в Канберре, уничтожены данные многолетних экспериментов.
«Пока мы думаем о том, как последствия изменения климата рикошетом перемещаются по всему обществу, мы начинаем понимать, что эти последствия также отражаются на научных проектах и научных институтах, — говорит Лорен Рикардс. — Исследователи должны как можно скорее перестать делать вид, будто мы изучаем изменение климата издалека, будто мы какие-то изолированные и защищенные наблюдатели, и понять, что мы также подвержены эффектам [изменения климата]».