Вряд ли Витебск можно назвать городом, где международная акция «Час Земли» очень популярна: дома погружаются во тьму далеко не массово, на подоконниках не загораются свечи в том количестве, чтобы это можно было назвать тенденцией. И только единицы, поддерживая инициативу городских властей на час приглушить подсветку и рекламу, проводят это время в темноте.
Тем не менее для того, чтобы провести час, посвящённый планете, в приятной компании единомышленников, в культурно-историческом центре собралось не так уж и мало народа.
Люди среднего возраста, семьи с детьми и — что самое приятное — молодёжь были приглашены к 20 часам: вечер начался под звуки джаза. Директор «Прасторы» Оксана Кузина кратко рассказала о смысле акции и о том, почему Центр урбанистических проектов и инициатив считает своим долгом проводить её регулярно.
В зале сидели в основном уже искушенные зрители.
Среди них — студенты художественно-графического факультета ВГУ имени Машерова. Благодаря им состоялась выставка световых форм, в которую вкладывался немалый смысл. Так, все использованные лампочки были светодиодными: они парили в образе быстрых ласточек, расточали свет в теле невесомых облаков, светили через причудливые геометрические фигуры.
И только лучи обычной лампы накаливания пробивались через колючую проволоку, как через символ пленения подобных источников света, отказа от них навсегда.
Саксофонист Владимир Поляк и гитарист Андрей Усков, игравшие для гостей джаз, приостановили концерт ровно с 20.30. Культурно-исторический комплекс погрузился во тьму, а участники зажгли свечи и вышли с ними на улицу.
В тёмном дворе, освещаемом только язычками пламени и звёздами, помогал ориентироваться барабанщик.
Звуки его инструмента созвали гостей к кованной скульптуре нашей планеты, установленной на территории «Золотого кольца».
Оксана Кузина крутанула символичный шар и неожиданно предложила: загадывайте желания.
«Пусть не будет ни потепления, ни похолодания», — сразу же донеслось из толпы, которая поддержала оратора аплодисментами.
Действительно, в этот вечер для собравшихся самым важным было не личное, а глобальное.
Свечи остались гореть в глиняных горшках у подножия глобуса, казавшегося в их мерцающем свете маленьким, хрупким, невесомым.
А фотовспышка, благодаря которой делали фото на память, выглядела диссонансом в вечерней гармонии человека, Земли и живого огня.
В зале, куда участники вернулись через час, зажёгся свет. Засвистели чайники, подогревая воду для кофе, зазвенели струны электрогитары — продолжился концерт. Но отношение к благам цивилизации уже было несколько иным. Акция дала толчок к тому, чтобы пересмотреть свои привычки. И даже если это случилось с небольшой частью присутствующих, она удалась.