Как только стали появляться первые серьёзные ограничительные меры в рамках борьбы с коронавирусом, соцсети превратились в смешанный конгресс вирусологов и экономистов всея планеты. Накал страстей и градус абсурда изменялись от месяца к месяцу, и во многих опасениях, чем чреваты локдауны и подолгу закрытые магазины, производства и сфера обслуживания, было рациональное зерно.
Действительно, для экономического развития такое останавливание целых стран и индустрий на паузу – это катастрофа. Но она развивается относительно медленно, в целом предсказуемо, и у нас, как у общества, есть возможность как-то смягчить удар и подготовить новые защитные меры – уже для экономики.
Одновременно с ковидной экономической катастрофой развивалась другая – гораздо более непредсказуемая в своём течении и куда более впечатляющая. Но, кажется, многие из тех, кто так волновались о последствиях локдаунов, эту вторую катастрофу – климатический кризис – решили совсем не замечать.
А природа, тем временем, очень наглядно демонстрирует нам, что последствия локдаунов – это если не мелочи, то легко прогнозируемые и вполне корректируемые риски.
В отличие от аномальной жары или проливных дождей, наводнений и торнадо, которые всего за несколько часов могут убивать сотни, если не тысячи людей, и в буквальном смысле разрушать города и деревни на части.
Противники антиковидных мер и отрицатели опасности экологического кризиса регулярно оказываются одними и теми же людьми, и если уж говорить о тех из них, кто придерживается наиболее радикальных взглядов, то оба их отрицания имеют одну и ту же природу – любовь к теориям заговора и зачастую очень правые политические взгляды.
И нет, я не пытаюсь сказать, что все правые по вечерам делают шапочки из фольги, или что все те, кто критикует локдауны, отрицает необходимость защитных мер вообще. Конечно, протесты и озабоченности этих людей выражаются по-разному, но в крайнем выражении сводятся к старому доброму естественному отбору, в котором выживет наиболее приспособленный, а в нашем случае – наиболее богатый.
А если залог выживания в богатстве, то главной жизненной целью должно быть накопление средств любой ценой. В том числе игнорируя последствия своего нового производства для экологии или того, как быстро заболеют сотрудники и как много людей они заразят коронавирусом, если сэкономить на СИЗах для них.
И у таких людей во всех бедах всегда будут виноваты правительства. Для декарбонизации страны вводятся новые налоги? Это власти хотят наживиться, а наши грязные производства совсем ни при чём. Вводится новый локдаун? Точно жидорептилоиды хотят уничтожить нашу великую нацию. И причём здесь то, что люди не хотели соблюдать мягкие ограничения и стали всё чаще устраивать массовые мероприятия в небольших закрытых помещениях и без масок?
Очень удобно обвинять во всё правительства, которые ищут хоть какой-то баланс между решениями разных катастроф, а в перерыве между этими обвинениями ещё и с Греты Тунберг посмеиваться. Ей же просто заняться нечем, и реальных проблем она в жизни не видела, вот и мается какой-то дурью.
Что? Смерти от аномальной жары? Давайте уточним: погибли люди с рядом хронических заболеваний в период выявленной тёплой погоды. И вообще, не жара это вовсе, а температурный психоз. От него, говорят, трактор помогает. И водочка.