По мнению главы МИД Литвы Линаса Линкявичюса, Беларусь демонстрирует, что график строительства является для неё более важным, чем обеспечение безопасности АЭС и выполнение рекомендаций международных экспертов.
– Беларусь пообещала подготовить Национальный план действий через три месяца, но он уже почти на год отстаёт от графика. Мы призываем Беларусь представить в ближайшее время план действий по устранению недостатков, выявленных в ходе стресс-тестов, для рассмотрения Европейской группой по регулированию ядерной безопасности.
Пересмотр плана и контроль за его выполнением имеет решающее значение для своевременного осуществления всех необходимых мер, – заявил Линкявичюс.
МИД Литвы призвал Беларусь немедленно выполнить все рекомендации Миссии МАГАТЭ по оценке эксплуатационной безопасности БелАЭС. В Вильнюсе также напомнили, что Минск до сих пор не предоставил ответы, касающиеся ядерной и радиационной безопасности БелАЭС, а также экологии.
МИД Беларуси: Проект БелАЭС прошёл стресс-тесты по самым новым, более жёстким стандартам
В МИД Беларуси комментируют заявление литовского ведомства, прибегнув к помощи Льва Толстого.
– По итогам прочтения очередного заявления литовского внешнеполитического ведомства в отношении Белорусской АЭС на ум сразу же пришли слова Льва Толстого: «чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват». На наш взгляд, это многое объясняет, – считает пресс-служба внешнеполитического ведомства.
В МИД при этом напомнили, что ни стресс-тесты Белорусской АЭС, ни партнёрская проверка со стороны европейских регуляторов не выявили дефицитов безопасности. Рекомендации белорусского и европейских регуляторов касались последующего планомерного повышения запасов прочности станции.
– Проект Белорусской АЭС на сегодняшний день является единственным, который прошёл стресс-тесты по самым новым, более жёстким стандартам. Если бы, скажем, стресс-тесты европейских АЭС проводились не семь-восемь лет назад, а тоже сегодня, весьма вероятно, что и рекомендации по ним были бы иного порядка, – подчеркнули в МИД Беларуси.
В ведомстве также напомнили литовским коллегам о том, как она подходит к вопросам транспарентности и ответственности в ядерной сфере.
– Например, европейские регуляторы по итогам стресс-тестов рекомендовали Литве выполнить вероятностный анализ безопасности бассейнов выдержки отработавшего ядерного топлива Игналинской АЭС и изучить случай запроектного землетрясения.
И Литва этого не сделала, ограничилась консервативными оценками. На выполнение остальных рекомендаций у Литвы ушло около шести лет. Из недавнего сообщения литовского регулятора мы узнали о том, что с начала этого года на Игналинской АЭС произошли десять нарушений, которые касались эксплуатации значимых для обеспечения безопасности систем, демонтажа и дезактивации оборудования, обращения с радиоактивными отходами.
Мы, будучи соседями, не имеем никакой информации от литовской стороны: что это были за нарушения, как они сказались на ядерной и радиационной безопасности, когда они будут устранены.
В Минске считают, что стоит серьёзно опасаться из-за сложностей с выводом Игналинской АЭС и строительством ядерных могильников у белорусской границы, долговременного хранения облучённого ядерного топлива на площадке без контайнмента.
Особенно в условиях того, что Литва до сих пор не провела профильную миссию МАГАТЭ ARTEMIS и не присоединилась к протоколу к Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб.
БелАЭС
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт строится по российскому проекту вблизи Островца в Гродненской области. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в конце 2019 года, второй – в 2020-м. Ядерное топливо на станцию планируют доставить этой осенью.
Литва является самым активным критиком БелАЭС: станция расположена в 50 км от Вильнюса и менее чем в 30 км от границы Литвы. В Вильнюсе убеждены, что её строительство ведётся без соблюдения требований безопасности и экологических стандартов.
Беларусь эти претензии отвергает. 15 июня 2017 года литовский сейм принял закон о признании строящейся в Беларуси АЭС небезопасной и представляющей угрозу для литовской национальной безопасности, окружающей среды и общественного здоровья.