Около шести утра на Светиловском озере в черте города обследовали зону отдыха. Начальник Барановичской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Игорь Загорский и госинспектор Сергей Ващилко не выпускают из рук бинокли. В последнее время на этом водоёме за незаконную рыбалку задержали четверых – кого с сетями, кого с «пауками». Но на этот раз всё чисто.
У озера Домашевичское мои коллеги переобулись в резиновые сапоги. По берегу шли в тишине, обмениваясь знаками. Впереди – Сергей Александрович, одетый в камуфляж, который обычно используют рыбаки для маскировки. Слушаем птичий концерт – пернатых пока никто не вспугнул, значит, шансы встретить здесь нелегального рыбака невелики. Вдруг из кармана госинспектора раздаётся… соловьиное пение. Оказалось, он специально поставил на телефон мелодию, которая не насторожит браконьера.
– Здесь, в маленькой заводи у берега, мелко, именно сюда заходит щука на нерест, – вводит в курс дела Игорь Иванович. – А некоторые местные ставят «экраны» и вентери, пользуясь её беспомощностью. Когда нерест только начинался, именно на этом водоёме мы задержали одного нелегала с острогой.
Водоём пуст, и мы двигаемся к следующей точке. По дороге Игорь Иванович вспоминает одно из самых крупных задержаний. На озере браконьеры выставили сразу около полутора десятков сетей. А почему бы и нет – инспекторский «уазик», как они видели, уехал в город. Нелегалы не поленились и на мотоцикле «сопроводили» его до отдела милиции, где, по идее, рейдовая группа должна была сдать оружие. А затем горе-рыбаки без опаски взялись за своё чёрное дело. Им и невдомёк было, что отъезд автомобиля в город был отвлекающим манёвром, а рейдовая группа подошла к водоёму пешком. Госинспекторы взяли ловцов с поличным – двоих с уловом задержали в лодке, ещё один, убегая, потерял смартфон, но и его нашли.
У браконьеров, как оказалось, тоже есть сезонные всплески активности. Нет хода рыбы – и они притихают. К примеру, хоть на Брестчине нерест щуки уже почти закончился, она всё равно держится ближе к берегу. У хищницы начался жор, чтобы восполнить силы, она бросается на всё, что движется. В солнечные дни плес буквально «оживает».
Разливы оправдывают своё название – с холма возле фермы видны живописные пространства воды практически до горизонта. Накануне госинспекторы пешком обследовали местные затоны. Многочасовое хождение по воде и грязи принесло плоды. Навстречу вышел «ихтиандр» в прорезиненном костюме – житель деревни Поленичицы. Из мешка он высыпал восемь щук и двух карасей – всего больше 11 килограммов рыбы. Буквально нескольких особей не хватило до уголовного дела.
Кстати, как поступают с уловом, конфискованным у нелегалов? В Барановичах его отдают в приют для бездомных кошек и собак.
Был с другой стороны Разливов ещё один подобный случай. Госинспекторы заметили странного «гуляку»: тот прохаживался по берегу и заглядывал в лицо каждому рыбаку – не замаскированный ли инспектор? Другой, видно, сообщник, в это время кружил на лодке по водоёму. Всё это продолжалось несколько часов, но терпение госинспекторов было вознаграждено – в лодке, когда она причалила, оказалось почти 100 килограммов пойманной сетями рыбы. В итоге браконьер лишился и моторки, и свободы на полгода. Сейчас, проверив подход к воде, видим у берега только старую лодку.
Госинспекторы спустились к воде, а мы с водителем переезжаем в Ляховичский район и ждём там пару часов. Иван Иванович, несколько десятилетий проработавший егерем, скрашивает медленно тянущееся время охотничьими рассказами. Наконец вернулись коллеги. Тихо. Однако чуть позже на каналах возле Щары, где открытое пространство, заметили маячившую у воды фигуру. Оказалось, дачник промышлял двумя «телевизорами». Он явно растерялся и начал причитать, что жена, услышав сумму штрафа – от 20 до 50 базовых, – закатит большой скандал. Но госинспекторы были непреклонны и составили протокол. А дальнейшую судьбу браконьера решит суд.
По информации Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте, за последнюю неделю по республике зафиксировано 71 нарушение Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, изъяты 135 сетей общей длиной 5 километров и 142 килограмма незаконно выловленной рыбы.
Уголовные дела о незаконном рыболовстве расследуются в Городокском и Любанском районах. При нелегальной добыче в период весеннего запрета причинённый вред возмещается в тройном размере. К примеру, за одну особь леща штраф составит 9 базовых величин, сома европейского – 12, линя – 18 базовых величин. Если общая сумма вреда 100 и более базовых величин, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 281 Уголовного кодекса Республики Беларусь.