28.05.2020 / 09:05

Ученые уверены – в Беларуси стоит искать леса, где никогда или очень давно не было рубок. Сейчас поиском первобытных лесов эксперты занимаются на юге Беларуси в рамках проекта АПБ «Полесье  дикая природа без границ».

Пойменная дубрава на Полесье. Фото Руслан Цвирко

 

 

 

Специалисты Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси предполагают, что cреди всех лесов Полесья первобытных могло остаться порядка четырёх процентов. Но не всё так однозначно.

 Эти четыре процента, эквивалентные площади Минска, получили с помощью расчетов. На первом этапе ученые ориентировались на материалы лесоустройства, топографические карты и спутниковые снимки. Так, на территории восьми лесхозов и нацпарка «Припятский», а это около 9 200 кв.км., заочно насчитали около 380 кв. км первобытных лесов.

Если по этому показателю сравнивать Полесье с Западной Европой, для разных регионов которой занимались подобными расчетами, то получается, что у нас не хуже и не лучше. Всё зависит от того, по какой методике считать. Есть страны, где таких лесов меньше сотой доли процента, а есть и те, в которых она достигает нескольких процентов. Так, например, для Финляндии площадь первобытных лесов оценивается в 5-6%, Швейцарии — 1,5 %. Однако, если рассматривать не страну в целом, а отдельные регионы, то в них доля первобытных лесов может быть гораздо выше. Наибольшие площади первобытных лесов сохранились в труднодоступных горных регионах.

Критерии, по которым участки будут причислять к первобытным лесам различной степени значимости, немного пересмотрели.

По оценкам заведующего лабораторией продуктивности и устойчивости растительных сообществ Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Максима Ермохина, четыре процента на деле могут обернуться значительно меньшими показателями:

«В полесском регионе на состояние лесов сильно повлияла осушительная мелиорация. Поэтому стоит иметь в виду, что на этапе полевых исследований значения предварительного этапа могут заметно измениться  какие-то участки будут вычеркнуты, какие-то, наоборот, найдут свои места на карте. Прошлогодняя экспедиция в леса Столинского района тому подтверждение.Перед поездкой мы предполагали, что на территории лесхоза много ненарушенных лесов, но на месте выяснилось, что пойменные дубравы, которые мы выделили на раннем этапе, трансформированы в результате осушительной мелиорации. Результаты предварительных оценок оказались сильно преувеличены».

Случается и обратное, когда на месте специалист видит подтопленный лес. В условиях Полесья такие участки первобытного леса планируют учитывать в составе лесо-болотных комплексов. Такой подход актуален, например, для Ольманских болот, которые представляют собой мозаику малонарушенных открытых болот и небольших участков леса.

Именно на территорию Полесского лесхоза, к которому относится и часть республиканского ландшафтного заказника «Ольманские болота», специалисты из Института экспериментальной ботаники отправятся с инвентаризацией первобытных лесов в первую очередь. Таких участков там потенциально более 5 %. Больше – только в пределах национального парка «Припятский»: там такими лесами может быть занято до 14,5 % территории.

Потенциальные первобытные леса Столинского и Полесского лесхоза
Потенциальные первобытные леса Столинского и Полесского лесхоза

Скачать все карты потенциальных первобытных лесов на Полесье

 

Несмотря на горячие споры относительно понятия «первобытный лес», разыскать территории, которые никогда или очень давно не подвергались рубкам и прочей хозяйственной деятельности, важно не только для науки. Такие леса — один из основных аккумуляторов углекислого газа. Наибольшая скорость поглощения СО2 из атмосферы наблюдается в молодых и средневозрастных лесах, но именно старовозрастные содержат его больше всего в деревьях, кустарниках, живом напочвенном покрове, подстилке и мертвой древесине. Причем запас последней может составлять более 20 % от живой части древостоя.

С точки зрения значимости для биоразнообразия, первобытные леса – также впереди, считает директор АПБ Александр Винчевский:

«Восстановления первобытного леса можно ожидать через 150-500 лет, в зависимости от местных условий. Поэтому проще их сохранить. В принципе, в первобытном лесу может быть как меньшее, так и большее биоразнообразие, чем во вторичном лесу, но, как правило, здесь в наличии больше экониш для разных видов, особенно связанных с мертвой древесиной и деревьями-ветеранами. Здесь меньше беспокойства, загрязнения, что особенно привлекает отдельные исчезающие виды, как, например, большой подорлик, лишайник Лобария легочная, орхидея Венерин башмачок.

Именно эти леса наиболее полно выполняют экосистемные услуги для человека: сдерживают паводки, очищают воду и воздух, регенерируют питательные вещества, сохраняют почвы, помогают в борьбе с вредоносными организмами благодаря насекомоядным летучим мышам и насекомым, обеспечивают микро- и макро-климат-контроль, а также сохранение широкого спектра генов».

Первобытные леса на территории Полесья выделяют в рамках проекта АПБ «Полесье – дикая природа без границ: сохранение одного из крупнейших природных ландшафтов Европы», который является компонентом Программы сохранения угрожаемых ландшафтов (Endangered Landscapes Programme, ELP) и финансируется Аркадией — благотворительным фондом Лизбет Раузинг и Питера Болдуина.

Источник:
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость