Аномальная жара в течение нескольких дней стала причиной возгорания трансформатора напряжения на Лукомльской ГРЭС. В итоге были обесточены подстанции 330 кВ «Орша», «Могилев», «Могилев – Северная». Следом отключили трансформаторную станцию в Орше. Многие дома остались без света, а некоторые и без воды.
В это же время на участках Слуцкой трассы, где основанием являются бетонные плиты, под воздействием высокой температуры произошла деформация дорожного покрытия. Очевидцы насчитали около трех трещин на 70-м, 60-м и 48-м км дороги. Ещё через несколько дней в Минском районе из-за сильного ливня и образовавшегося после него большого потока воды обрушился мост через реку Менка, а самой столице было подтоплено несколько улиц.
‒ Уровень риска, связанный с климатической угрозой «аномально-жаркая погода», для которого характерна среднесуточная температора выше климатической нормы на 7°С и более в течение 5 дней и более, для Беларуси еще в 2017 году оценен как экстремальный, ‒ комментирует ситуацию эксперт. ‒ Это значит, ещё четыре года назад специалисты отмечали высокую вероятность возникновения подобных климатических условий (около 90%) а вместе с ней и высокий уровень воздействия на инфраструктуру и жизнь человека.
Перечень опасных метеорологических явлений, отнесенных к чрезвычайными ситуациями природного характера, закреплен в ГОСТ «Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов» (ГОСТ Р 22.1.07-99) и в одноименном Техническом кодексе установившейся практики. Их мониторинг и готовность к действиям в случае возникновения утверждены в соответствующих нормативно-правовых актах.
Остается вопрос, проводилась ли ответственными органами госуправления оценка рисков и уязвимостей, и есть ли у организаций энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, других юридических лиц планы по адаптации к изменению климата и перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их последствий?
‒ Всегда лучше предупредить, чем потом реагировать и тратить большие ресурсы на восстановление инфраструктуры после того, как произошла чрезвычайная ситуация, ‒ продолжает эксперт. ‒ Сегодня мы видим, что скорее всего у организаций ЖКХ и энергетики таких оценок рисков нет, и мероприятия, предупреждающие серьезные последствия, не внедрены, о чем свидетельствуют не единичные случаи аварий: как минимум, уже три объекта за неделю в числе пострадавших. То же касается сильных ливней. Известны слабые места в ливневой канализации городов, и при каждом сильном и продолжительном дожде затапливает Немигу и Каменную горку, и когда жара спадет, начнутся сильные ливни, и город ожидает очередной коллапс.
Андрей Пилипчук считает, что текущая ситуация, помимо отсутствия понимания причин, наличия плана мероприятий, могла сложиться и из-за некачественного информирования как населения так и ответственных организаций про наступление опасных метеорологических явлений со стороны Минприроды и ГУ «Белгидромет», поэтому организации заранее не предприняли необходимых в таких случаях мер.
Изменение климата серьезно влияет на все сферы жизни человека, становясь ощутимым фактором риска в том числе и для его здоровья. За последние 20 лет появление засушливых периодов в Беларуси участилось, а среднегодовая температура на 1,1 ˚С отличается от климатической нормы. О том, что рост повторяемости опасных гидрометеорологических явлений оказывает влияние на эффективную работу всех жизненно-важных секторов экономики, говорилось уже неоднократно.
‒ На сегодняшний момент есть только две секторальные стратегии. Первая это Стратегия адаптации сельского хозяйства Республики Беларусь к изменению климата, принятая на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Вторая ‒ Стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года и Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года, принятый на коллегии Министерства лесного хозяйства, ‒ рассказывает Андрей Пилипчук.
Оба документа утверждены в соответствии с Планом мероприятий по реализации положений Парижского соглашения к Рамочной конвекции Организации Объединенный Наций об изменении климата.
Что касается других отраслей экономики, то никаких стратегий и планов действий по адаптации к изменению климата нет. Как и нет сегодня актуального, открытого и понятного отчета Минприроды об оценках риска и уязвимости для отраслей экономики в связи с развивающимися климатическими условиями.
‒ Например, Минприроды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям могло бы составить перечень климатических угроз для Беларуси, их частоту, интенсивность и оценить уровень риска: чрезвычайный, высокий, средний или низкий, ‒ рассказывает эксперт по климату. ‒ Отсутствие такой оценки рисков и уязвимостей приводит к тому, что ни органы госуправления, ни юридические лица или подведомственные им предприятия понятия не имеют о том, какие есть опасные метеорологические явления или неблагоприятные условия, как они могут повлиять на их деятельность, и что нужно делать, чтобы не допустить чрезвычайной ситуации.
В рамках инициативы Соглашение мэров по климату эксперты неоднократно проводили обучение специалистов исполкомов и рассылали методологии по адаптации заинтересованным лицам, в которых пытались рассказать про основные возможные климатические угрозы для Беларуси. При этом оценивалось их влияние на строительство, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, водопотребление, лесное хозяйство, землепользование, сельское хозяйство, окружающую среду, здоровье, туризм, продовольствие и биоразнообразие. Здесь следует отметить, что для каждого населенного пункта, района в рамках Плана действий по энергетическому развитию и климату составлялся свой набор мероприятий в зависимости от климатической зоны, места расположения, наличия тех или иных климатических особенностей.
- В методологии по адаптации городов к изменению климата разработан перечень приоритетных мероприятий для основных секторов экономики, которые осталось лишь закрепить во внутренних документах, в стандартах предприятий, в действиях сотрудников при наступлении неблагоприятных и опасных метеорологических условий, ‒ говорит Андрей Пилипчук. ‒ В частности, в энергетике перечень мероприятий был достаточно длинным и включал в себя контроль за состояние линий электропередач, увеличение запасов резервов топлива, замена котлов на более маневренные, улучшение системы охлаждения технологических и трансформаторных установок, мобильные аварийные электрогенерирующие установки , строительство резервного контура, увеличение улучшение резервных мощностей, обучение ремонтного персонала, замена воздушных линий электропередач на кабельные, обновление внедрения автоматики управления, развитие возобновляемых источников энергии. Это те основные мероприятия, которые предлагались ГПО «Белэнерго», Министерству энергетики и энергетическим предприятиям в качестве действий по адаптации к изменению климата.
Эксперт утверждает, что то, что случилось ‒ закономерно, потому что никаких мероприятий по адаптации к климату не производили, среди которых в том числе и было улучшение системы охлаждения технологических установок и трансформаторных подстанций.
Интенсивность и частота таких климатических угроз, как сильная жара и сильные ливни, будут только увеличиваться. И сейчас главное ‒ это сделать правильные выводы из сложившейся ситуации, ‒ говорит он.