28.09.2017 / 22:09

Можно искренне любить птиц, которые требуют много труда и чистой воды. Они готовы ходить за тобой в лес, у них ломается голос, а их отношения – маленький социум без наносной шелухи, как у людей.

Дворовая аристократия

Один серый, другой белый, и ещё четверо пёстрых – это всё гусиное население дворика в пригороде, за которым приглядывают хозяева Надя и Денис. Гусей шестеро, трое из них куплены в органическом фермерском хозяйстве весной 2016 года.

«Мы с младшей дочкой поехали на Ждановичи покупать зерно для кур и увидели там птенцов. Мы думали, что увидели гусяток, и купили их на радостях, а выросли у нас утки. Но гусиная тема не отпустила», – говорит Надя Кулешова, хозяйка двора и директор учреждения «Эка-Майстэрні».

Птицы были четырёхнедельными потомками линдских гусей и губернаторских серых. Они гуляли сами, не боясь ни котов, ни дождя. Выросли крупными аристократами: из троих двое оказались взаимно заинтересованными гусаками, еще одна  гусыня с робкими попытками самоидентификации.

«У наших двух гусей была любовь, – говорит Надя. – Гусыня стала бегать вокруг них во время соитий и возмущаться. В конце концов её всё-таки заметили».

Так в большой шведской семье образовалось шесть яиц и обустроенное гнездо. Гусыня занялась высиживанием, и в мае во дворике появилось несколько весьма пушистых пищащих комочков.

В яйце шевелился и пищал клювик
В яйце шевелился и пищал клювик

У гусыни вылупилось два яйца, и она сразу пошла гулять с гусятами.

«На остальные – ноль внимания, они уже были холодные. Хотя одно было пробито и там что-то шевелилось, – говорит Денис Зеленко, фотограф и начинающий гусевод. – Я не знал, что делать. Аккуратно помог со скорлупой, потом почитал в интернете и узнал, что нельзя отрывать пуповину, она должна подсохнуть».

Трое остальных гусят «высиживала» лампа, которую включали и выключали, чтобы не перегреть и не переохладить яйца. Вставали и ночью.

Как вылупляются птенцы?

«Сначала они начинают постукивать изнутри: сперва это постукивание можно услышать, как пульсацию, если приложить к уху, – пишут ребята на страничке «Гусиха» в facebook. – Потом уже можно почувствовать, прикоснувшись пальцами к скорлупе. И вот появляется долгожданная трещинка, затем маленькая дырочка. И откуда раздается писк! Если через несколько часов детёныш не вылупится сам – помогаем ему. Все как у людей, только уложены гусята в скорлупе суперкомпактно: голова под крылом, над ней - лапа... И вот это чудо, только просунув клюв, уже способно пить воду, причвякивая и высовывая язычок».

«Мамой гусёнок считает того, кого увидит первым, как только появится на свет. Я ему (птенцу) помог вылупиться, я его вынул и сушил. И он за мной бегал. Бросаешь гусёнка – он растерянно вертит головой и громко зовёт. Походишь, ответишь ему – успокаивался», – говорит Денис.

К сожалению, до взрослого возраста дожил только один из четырёх «подламповых». Его отдали на воспитание доброй индюшке, у которой, как оказалось, все птенцы – свои. Гуси его не приняли до сих пор.

 

Гусь повернулся и наклонил голову – значит слушает

Птичья компания охотно общается с людьми. Они идут на встречу, бегут, летят и даже машут крыльями. Если говоришь – поворачивают голову и наклоняют. Замолкаешь – расслабляются, начинаешь говорить – снова все во внимании. Хозяев встречают ещё до того, как откроется калитка: начинают очень громко гоготать.

Хотя гуси и идут на контакт с человеком, но обниматься не лезут и даже погладить их могут не все: птица в принципе плохо понимает, что это от неё хотят. Но приручить можно. Гуси – птицы умные, при желании их даже можно обучить простым командам, считает Надя.

Прошлой зимой приболел один из гусей – Добряк. Хозяева даже думали, что он помрёт, но забрали из сарая в дом, гладили и говорили с ним. Отчаявшись, решили опробовать ходовой деревенский рецепт – напоить птичку спиртным. Водки не нашлось, поэтому аристократичная птица пила «Бехеревку».

 

Характеры: детдомовец Желток и серый кардинал Гусыня

Гусь встал на ноги. Он привык к людям и теперь не проявляет агрессии, в отличие от некоторых. Гусь Белый считает себя вожаком стаи и нападает на любую кажущуюся опасность: шипит и пригибает голову к земле. Он же самый наглый. Добряк – крупнее, толще, медленней.

Гусыня их меньше и легче раза в два, хоть и похожа по размеру. Она кажется подчинённой и не конфликтует, но в то же время часто впереди, ведёт гусей, если они куда-то отправились.

Иногда гуси ходят в лес
Иногда гуси ходят в лес

Маленькие гусята по меркам птиц уже не совсем подростки, но ещё и не взрослые. Один из них – с красивым серо-белым оперением, но кривой, как Горбун из Нотр-Дама.

«Может быть, из-за недостатка витаминов, – говорит Денис. – Но он не страдает и самый первый бежит за едой. Примерно на расстоянии полутора метров уже боится, но хочет есть, и колеблется у этой линии».

Отдельно живёт Желток, наподобие детдомовца. Он более поздний, но молодых гусят гоняет, потому что вырос в более жёстких условиях. И иногда даже щипает Гусыню во время делёжки еды.

 

Самый главный во дворе – петух

Но вообще во дворе есть строгая иерархия. Самый главный – петух, он защищает свою единственную курицу. Ниже стоят гуси, которые гоняют индюшек, индюшки гоняют гусят. И только гусыня блюдёт нейтралитет. Очень похоже на человеческий социум.

«У гусей есть выученная беспомощность, – заключает Денис. – Они боятся петуха, хотя сами в три раза больше. Он гонял их ещё маленькими. А Желток маленьким всегда боялся курицу, которая отгоняла его, чтобы больше поесть. Сейчас он выше её на две головы, но всё так же убегает. Выученная беспомощность есть у всех».

Как и у людей, иерархия у птиц может измениться, если меняются условия:

«Осенью мы их перегоняем с выгона в сарай, – рассказывает Надя Кулешова. – Там намного меньше места, и неизменно каждую осень начинается выяснение отношений. Бывает, это заканчивается и рваным гребнем у петуха».

 Кстати, спать петух иногда любит на 4-х метровой высоте на ветке яблони
 Кстати, спать петух иногда любит на 4-х метровой высоте на ветке яблони

 

«В морозную зиму поставишь ушат с водой – срочно полезут мыться»

Содержать птиц не так просто, это требует постоянной работы: отваривать зерно, поменять подстилку, на зиму запасти вязанки крапивы и других трав – просто сено гуси едят далеко не всегда.

«Плюс им нужна вода, и не только чтобы пить: ей гуси полощут клюв и ноздри, потому что ноздри забиваются. Набираешь им бадью воды, а к вечеру она уже вся грязная, – говорит Надя. – Каждый день им хочется привести себя в порядок, они очень чистоплотные, всегда красавцы. Если даже в морозную зиму поставить ушат с водой – срочно полезут мыться».

Можно их поливать из шланга – никто не будет против.

Гуси не боятся холода – перья у них покрыты жировым слоем, а под ними плотный подпушек.

«Хозяин любого пуховика позавидует, – говорит хозяйка. – Они даже могут зимовать на снегу, пряча в пух клювы и лапы – самые уязвимые места. Ведь клюв у них такой же чувствительный, как и другие участки кожи».

Как гуси относятся к снегу? Без лишних эмоций.

«Им вообще всё равно: ходят по нему, если еда валяется – они её объедают. Это просто помеха доставать траву зимой», – объясняет владелица птичьего двора.

 

Борьба за ресурсы и место под солнцем

Как сложится судьба птиц в этом году, пока неясно. Их не хотят отдавать на мясо, потому что тогда, в 2016 году, завели для поддержания хрупкого душевного равновесия.

«Я очень люблю наблюдать за птицами, и когда на них смотришь – забываешь о неприятностях. Принесёшь еду и задержишься на десять минут, просто понаблюдать. Это прототип человеческого социума, просто у людей много разных штук, за которыми не видно сути отношений, – делится Надя. – Борьба за ресурсы и место под солнцем, за самку или самца… Я ничего нового не скажу, но на птицах понятнее. Там нет лишнего».

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко, Анна Волынец. Видео: Денис Зеленко, Надежда Кулешова
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость