Страны Евросоюза договорились о планах климатической политики блока до 2030 года — выбросы парниковых газов к 2030 году должны снизиться на 40% от уровня 1990 года, а доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе ЕС — вырасти до 27%. Экологи называют поставленные цели недостаточными. Эксперты говорят о конце единой климатической политики ЕС — по их ожиданиям, отдельные страны, заинтересованные в более активном низкоуглеродном развитии, будут выстраивать собственную политику в этой сфере.
После трудных переговоров на саммите в Брюсселе лидеры стран ЕС в конце прошлой недели достигли соглашения по основным пунктам климатической и энергетической политики блока до 2030 года. В частности, они договорились о цели снижения выбросов парниковых газов к 2030 году "по меньшей мере" на 40% от уровня 1990 года, об увеличении доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе ЕС до 27% и о повышении энергоэффективности минимум на 27%.
Большая часть экспертов и экологов уже раскритиковали утвержденные ЕС параметры. "Климатическая цель ЕС намного ниже показателей снижения выбросов, необходимых для удержания повышения температуры на планете в пределах двух градусов",— заявили в экспертной организации Germanwatch. По мнению WWF, объявленная цель снижения выбросов выглядит лишь развитием текущей ситуации — сейчас ЕС уже находится на уровне минус 18% от 1990 года. Кроме того, непонятно, как столь слабая среднесрочная цель до 2030 года согласуется с сильной целью на 2050-й — снизить выбросы на 80-95% от 1990 года, отмечают в Germanwatch. "Низкие объявленные цели могут сыграть негативную роль для низкоуглеродного развития в целом, в том числе для возобновляемой энергетики, оставив ЕС в зависимости от грязных и дорогих видов топлива",— заявляют в Greenpeace.
Сами экологи выступали за климатическую цель снижения выбросов на 55% от уровня 1990 года. Еврокомиссия предлагала 30-процентные цели по энергоэффективности и возобновляемой энергетике. По словам участников переговоров, основными противниками более амбициозной климатической политики стали преимущественно страны Восточной и Южной Европы — и прежде всего Польша, в энергобалансе которой угольная энергетика занимает 55% от общего объема произведенной энергии. Против слишком высокой планки доли ВИЭ выступала Великобритания, объявившая о планах добычи сланцевого газа и строительства ряда новых атомных станций. Франция, наоборот, поддержала более жесткие цели снижения выбросов и развития ВИЭ. Ранее президент страны Франсуа Олланд объявил о планах отхода от ядерной энергетики, доля которой в энергобалансе страны сейчас составляет около 75%. На прошлой неделе парламент Франции проголосовал за решение снизить долю ядерной энергетики на четверть в ближайшие 11 лет (до 50%) — в результате порядка 20 из 58 атомных реакторов в стране будут закрыты.
"По сути, мы можем говорить о конце единой климатической политики ЕС",— сказал "Ъ" Ольдаг Каспар из Germanwatch. По словам эксперта, скорее всего, ряд "климатических лидеров" в блоке задумаются об установлении собственных, более жестких, национальных климатических целей — а также будут развивать сотрудничество со странами ЕС, готовыми к более активным мерам в области низкоуглеродного развития.