«Девять из десяти лесных пожаров в США возникают по вине человека, и по этой причине мы считаем, что их можно предотвратить», – говорит Лесли Свада, лесной рейнджер с Аляски, во время официальной встречи с представителями Лесной службы США в Беларуси. Она прошла в середине октября в Минске и была организована посольством.
Эта встреча прошла примерно за неделю до того, как появились новости о чрезвычайной ситуации в США. Поэтому мы не публикуем никаких комментариев рейнджеров, но зато рассказываем, какие уроки в США вынесли из предыдущих катастроф.
Маленький бурый медвежонок, вцепившийся в дерево
Медведь Смоки уже много лет предупреждает американцев об опасности лесных пожаров. Его имя звучит очень мило, если не пытаться перевести это с английского полностью – Дымный медведь. И это не метафора.
«История медведя Смоки началась в 50-х годах во время чудовищного по своим размерам пожара в штате Нью-Мексико. Пожарным приходилось очень тяжело при его тушении, их жизни были под угрозой. Была выжжена большая площадь и погибло много животных, – рассказывает Лесли Свада.
– Когда огонь в итоге удалось потушить, пожарные осматривали территорию в поисках оставшихся очагов. Но им бросилось в глаза другое – маленький бурый медвежонок, вцепившийся в дерево. У него были серьёзные ожоги.
Медвежонка сняли с дерева и отвезли к ветеринару, благодаря которому животное стало поправляться. Эта трогательная история вызвала интерес у людей со всей страны. А пожарные, которые занимались тогда тушением, решили назвать его Смоки – от английского smoke. Это значит «дым».
Медвежонка не вышло вернуть туда, откуда он приехал, в том числе по состоянию здоровья. И его отправили в Вашингтон, где в национальном зоопарке поселили в собственный вольер. Люди со всей страны съезжались, чтобы его увидеть.
«Он был настолько популярен, что даже получал письма. И ему принадлежит фраза: «Только ты можешь предотвратить лесной пожар». Потому что даже сегодня девять из десяти лесных пожаров случаются по вине людей, – говорит сотрудница Лесной службы США.
– В 1975 году медведь умер, и тогда Лесная служба создала персонаж, похожий на него. С тех пор Медведь Смоки не стареет. Это наш символ борьбы с лесными пожарами».
Лесли Свада считает, что кампания по образованию граждан имеет в США успех, и одна из причин в том, что она связана с личной историей.
Основная причина пожаров в лесах Беларуси – тоже люди
Тем не менее, проблема лесных пожаров в США не решена: по словам представителей Лесной службы, в целом количество лесных пожаров в их стране растёт.
В Беларуси тоже существуют проблемы. Количество пожаров в экосистемах Гомельской области выросло с начала 2019 года на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го, и почти половина этих пожаров была в лесах. В разрезе республики область находится в середине списка по количеству природных пожаров.
А причиной пожаров в большинстве случаев тоже являются люди.
Министерство лесного хозяйства уточняет главные причины:
- непотушенные костры или окурки в местах отдыха либо проведения работ;
- игры детей с огнём;
- сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса;
- сельскохозяйственные палы.
В отличие от США, в лесах Беларуси сейчас спокойно: ни в одной из районов нет запрета на посещение. Хотя иногда сложно найти такой район, где леса были бы открыты. За нарушение запрета можно получить штраф.
Есть ли в США запрет на посещение лесов?
«Да, я в прошлом году работал в лесу, где в связи с повышенной опасностью лесных пожаров в засушливый период был наложен запрет на посещение», – говорит Митч Робертс, коллега Лесли Свада.
«В состав Лесной службы США входит специальное подразделение, которое осуществляет правоохранительные функции. Они патрулируют леса и могут налагать штрафы – как полиция в городе. Но я не могу сказать о размерах штрафов – есть разные типы нарушений», – говорит Лесли Свада.
Могут ли размеры штрафов убедить людей уважать запрет? Или, может, есть другие меры?
«Думаю, больше всего на эффективность влияет количество персонала в лесном хозяйстве. Если достаточно людей, которые перекроют все въезды в лес – они становятся и просто отправляют приезжающих домой. Это самое действенное», – говорит Митч.
«Рекламу нельзя назвать агрессивной, Смоки – не такой персонаж»
В целом работники Лесной службы в США считают, что проблемы их беларусских коллег схожи. Этот вывод они сделали из встреч во время визита в Налибокском заказнике и Березинском биосферном заповеднике.
Рейнджеры провели также встречи в нескольких школах, университетах и библиотеках. Они рассказали о том, как работают у себя дома с детьми и молодёжью.
Как пишет «Рэгіянальная газета», у Лесной службы США есть программа обучения для детей разных уровней, специальные яркие пособия. Младших школьников учат, какие растения растут в лесу, для чего они и какие из них ядовиты; какие животные живут в лесах и как себя ведут; как ориентироваться в лесу с помощью специальных устройств и без них. На занятиях обсуждают, как вести себя в различных ситуациях, например, когда встретишь медведя.
Как уверена Валерия Клицунова, директор ОО «Отдых в деревне», в методах работы гостей из США для беларусов важен акцент на вовлечение людей.
«Они привезли новые подходы и методы работы – когда аудитория вовлекается иначе, информация подаётся не так, как [у нас] обычно. Я видела реакцию на медведя Смоки, горящие глаза детей, которые после обнимали Лесли, – говорит Валерия Клицунова.
– Очевидна большая эффективность таких программ. Если мы хотим иметь нормальную страну с ответственным населением, то должны начать работать с детьми с раннего возраста. У них (в США – ред.) [такие] программы с шести лет».
А что насчёт взрослых?
«Результат кампании с участием Смоки – это осведомлённость населения о том, что за костром на пикнике надо постоянно следить, чтобы огонь не вышел за его пределы. Что каждый раз, выбрасывая спички, нужно убедиться, что они уже холодные – и для населения в США это уже естественно.
Если говорить о рекламе, то она часто используется на дорогах и в местах с высокой вероятностью засухи, там стоят билборды со Смоки и индикатором, который показывает, насколько велика опасность лесного пожара. Эти показания меняются каждый день», – говорит Лесли Свада.
Есть ли ежедневная, агрессивная реклама на телевидении? Скорее нет, только в местах, которые особо подвержены лесным пожарам и в сезон, в течение которого вероятность наиболее высока:
«Реклама на телевидении есть – назовём её социальной – но нельзя говорить о чём-то агрессивном. Для нас Смоки совершенно другой персонаж, позитивный и дружественный», – говорит Митч Робертс.
Заглавное фото - Луис Синко, latimes.com