Норвегия является бесспорным мировым лидером в вопросе развития электромобилей, пишет для The Guardian Адам Вауган. Страна работает практически исключительно за счёт гидроэнергетики. Почти треть всех новых автомобилей, проданных в этом году, – это машины, которые можно подзаряжать.
Некоторые из них – «чистые» автокары, другие – гибриды. Эксперты ожидают роста продаж таких моделей в следующем году: предполагается, что доля проданных новых электрокаров и гибридов в Норвегии составит 40% от общего количества проданных автомобилей.
Улицы Осло заполнены тихими, словно скользящими автомобилями – от крупных моделей вроде Tesla X до миниатюрных Renault Zoe. Мотивация водителей, которые выбирают эти машины, предпочитая их классическим «жидкотопливным» моделям очень проста: это финансово выгодно.
Тот факт, что Норвегия является мировым лидером по электромобилям, обусловлен прежде всего государственной поддержкой: для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции по изменению климата, государство поддерживает электромобильную индустрию с помощью развитой системы стимулов и льгот.
Покупатели таких машин освобождены от уплаты ряда налогов, что значительно снижает изначальную стоимость электромобилей. Затраты на их эксплуатацию заметно ниже, так как электричество обходится дешевле, чем бензин или дизельное топливо. Дорожный налог также понижен, и в следующем году он будет фактически отменён для владельцев электромобилей.
Также они освобождены от дорожных и паромных сборов и не должны платить так называемые сборы за выхлопные газы. Более того, для электромобилей предусмотрены бесплатные парковки и даже законная возможность объезжать пробки по некоторым выделенным автобусным полосам.
«Для моего типа вождения это идеально», – говорит Вибек Крон, исполнительная директрисса пенсионного фонда. Она использует Mercedes B250e, которым заменила старый дизельный автомобиль, чтобы отвозить детей в школу и ездить на работу.
«У нас есть один бензиновый автомобиль, на котором мы ездим в горы, и маленький электрокар для города», – говорит Крон.
Единственное, на что она жалуется – это отсутствие общественных пунктов подзарядки. Таким образом, ей приходится подзаряжать автомобиль у себя дома.
Несмотря на успешную популяризацию электромобилей в Норвегии, нет никакой гарантии, что щедрая политическая поддержка такого транспорта будет продолжаться и дальше в тех же формах и объёмах.
В октябре правительство предложило прекратить действие налоговых льгот для владельцев самых тяжёлых автомобилей в 2018 году, и эта идея быстро получила название «Налог на Tesla», так как предложение фактически касается пока что только двух моделей Tesla.
Йорген Неси, министр финансов Норвегии, обосновывает предложение следующим образом: «Люди, у которых есть деньги, чтобы покупать эти очень дорогие и тяжёлые автомобили, могут позволить себе и уплату налога на импорт».
Также он отметил, что его партия не рассматривает данные автомобили в качестве «дойной коровы».
Лоббисты электромобилей не согласны с предложением правительства и считают, что данные изменения преждевременны, и это меньшинство всё же победило: во время переговоров по вопросам налоговой политики было решено отказаться от отмены налоговых льгот для владельцев электрокаров.
Кристина Блю, главный секретарь Норвежской Ассоциаций Электрического Транспорта, заявила, что предлагаемые изменения были бы сдерживающим фактором для использования новых крупных семейных моделей электрокаров, которые появятся на рынке в следующем году.
Виктор Ирль, рыночный аналитик в EV-Volumes, который отслеживает продажи автомобилей по всему миру, говорит, что сейчас спрос на электрокары в Норвегии настолько велик, что имеются месячные очереди в ожидании новых моделей, таких как I-PACE и Hyundai Ioniq.
Он считает, что появление налога на крупные автомобили будет иметь смысл в ближайшие годы, но сейчас это может серьёзно пошатнуть рынок: «Я считаю важным, чтобы со стороны политиков проявлялась определённая стабильность».
Ола Эльвестуэн, заместитель председателя Либеральной партии, доволен /да, это мужчина/ тем, что предложение по налогам было отклонено, но отмечает, что государственная поддержка должна ослабевать: «Со временем, постепенно, владельны электромобилей должны начинать платить. Но это должно быть сделано таким образом, чтобы общий переход на электрические автомобили не был остановлен. Конечно, правительству нужно видеть доходы. Но это часть того, что мы называем зелёным налоговым сдвигом. Вы должны облагать налогом то, количество чего хотите уменьшить, и продвигать то, что хотите развивать».
Норвежские политики в целом не согласны с замечаниями, якобы только такая богатая страна, как Норвегия, могла позволить себе оказать такую мощную поддержку для продвижения электромобилей на рынке.
Пер Эспен Штокнес, член партии Зелёных и владелец электромобиля, говорит по этому поводу следующее: «Я считаю, что это неправильное видение ситуации. Я рад, что мы это делаем, потому что такая поддержка помогает снизить цены на автомобили, и в будущем другим странам будет дешевле следовать нашему примеру».