Серый гусь
Почему пуща не продлила мораторий?
Мораторий на охоту в Беловежской пуще в этом году решили не вводить. Об этом администрация нацпарка сообщила письменно в ответ на обращение ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и пояснила: ограничение введено по зонам охоты и количеству выданных путёвок.
Ранее мораторий действовал на протяжении нескольких сезонов, с 2012 по 2014 годы.
«Благодаря этому решению на территории Беловежской пущи сформировались несколько гнездящихся популяций серого гуся, формируются скопления мигрирующих водно-болотных птиц», — написали сотрудники АПБ в ноябре в обращении к генеральному директору нацпарка.
Почему же от запрета на охоту тогда нынче отказались? Генеральный директор нацпарка Александр Бурый прокомментировал решение в газете «Вечерний Брест»:
«Охотники получат возможность реализовать своё право на охоту. А мы — что-то заработать на этой птице. В том, чтобы вводить полный мораторий на весеннюю охоту, не видим целесообразности».
Руководитель нацпарка поясняет: ограничения всё равно остаются. Охота запрещена в местах, где она может беспокоить птиц, интересных науке, к тому же в заповедной зоне, которая занимает более 50% территории.
Охота началась повсеместно, кроме 26 угодий из перечня Минприроды
Впрочем, как уточнили в АПБ, пуща — одна из немногих охраняемых территорий, где такой мораторий вообще был. А в целом пратически на всей территории страны уже идёт охота на водоплавающих.
«У нас охота разрешена во всех заказниках и на бОльшей территории национальных парков (все зоны, кроме заповедной)», — комментирует директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский. — Некоторые нацпарки типа «Припятского» арендуют угодья вокруг, чтобы было где охотиться».
Как гласят Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, утверждённые Указом президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. №580, охота открывается с 2-й субботы марта по 2-е воскресенье мая в светлое время суток, кроме периода с 11 до 18 часов. Общая продолжительность весеннего сезона охоты на гусей и уток не может превышать 4 недель (28 календарных дней). Конкретные сроки устанавливаются приказом пользователя охотничьих угодий.
Исключением являются 26 охотничьих угодий, в том числе на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), рыбхозах и торфяных месторождениях. На них в 2014 году Минприроды установило запрет на добычу гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадской казарки, кряквы (Постановление от 1 июля 2014 г. №30, вступило в силу 01.01.2015 г.).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды уточняет: вместе с ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и Национальной академией наук Беларуси они готовят дополнения в указанный перечень с обоснованием необходимости установления запретов.
Какими документами защищены водоплавающие в Беларуси
Птиц в Беларуси защищают и международные документы. Это три природоохранные конвенции: Рамсарская, Боннская и Бернская, к которым наша страна присоединилась в 1999, 2003 и 2013 годах. Все они направлены на сохранение биоразнообразия за счёт охраны мест обитания и контроля за использованием популяций водоплавающих, в том числе за охотой.
Кроме того, Беларусь присоединилась к Соглашению по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (AEWA). Для нашей страны оно вступит в силу с 1 апреля 2016 года. Правда, документ подписан с оговорками, в том числе в отношении весенней охоты. Они обусловлены действующими у нас Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, которые разрешают отстрел птиц весной и некоторые способы охоты, запрещённые соглашением.
В то же время, в соответствии с частью второй пункта 117 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, Минприроды может ограничивать или запрещать охоту на отдельные виды, в отдельные сроки или отдельными орудиями.
АПБ: Охоту стоит или запретить, или максимально ограничить
Экологи ценят подписание международных документов и запреты на охоту, но считают, что этого недостаточно.
«Охота весной должна быть если не запрещена, то по максимуму ограничена: не больше 2 недель, на уток только с подсадной уткой, на гусей — только на полях, норма — не больше 2 птиц на человека в день. Серый гусь должен вернуться в Красную книгу. В национальных парках любая охота весной должна быть запрещена», — высказывает позицию орнитологов Александр Винчевский.
По информации АПБ, численность серого гуся, разрешённого к отстрелу весной, оценивается в нашей стране всего в 150-200 пар.
Однако зачем запрещать повсеместно, если итак существуют ограничения?
«Весной охотники отстреливают ядро популяции водоплавающих птиц, перезимовавших и перенёсших порой длительную миграцию, готовых к размножению», — говорит Александр.
Весенняя охота — это беспокойство птиц в местах размножения, а убитая по ошибке утка или гусь из пары означает, что осенью будет на один выводок меньше. Всё усложняется тем, что охотники, по словам Александра, плохо различают разные виды птиц и отстреливают редкие виды (гуся-пискульку, белоглазого нырка и др.) наравне с разрешёнными.
Фетиш для иностранных охотников
Кроме того, весенняя охота запрещена почти у всех наших соседей:
«В Европе и среди наших соседей весенняя охота осталась только в России (в зависимости от региона закрыта или открыта до 2 недель) и Беларуси», — рассказывает Александр Винчевский.
В то же время основные клиенты беларусских охотхозяйств и национальных парков весной — это французы и итальянцы, «любители охоты по перу», как их называет директор АПБ.
«Иностранцы платят организаторам не за путёвку, а за каждую добытую птицу. Поэтому в Беларуси отменили нормы добычи птиц на день, и охотники выкладывают в интернете фотографии 30-40 гусей, добытых за утро», — говорит он.
Где запрет нужен в первую очередь?
В Академии наук тоже считают идеальным вариантом полный запрет на добычу пернатых в период гнездования и размножения:
«Конечно, весенняя охота на водоплавающих птиц — это плохо. Не только на охраняемых территориях, но и по всей Беларуси», — высказывается Наталия Карлионова, ведущий научный сотрудник лаборатории орнитологии Научно-практического центра по биоресурсам Национальной академии наук, кандидат биологических наук. Между делом она тоже упоминает про «валютные охоты».
Весенний отстрел Наталия считает правильным запретить в первую очередь там, где гнездятся или останавливаются во время миграции редкие виды, а также на крупных водохранилищах и прудах рыбхозов. Особенно он нужен в южной части Беларуси, где проходит Полесский пролётный путь. В сезон по нему пролетают больше 2 миллионов.
Запрет нужен и на всех ООПТ, но пока это во власти только самих охраняемых территорий. «Они должны сами проявлять инициативу», — подчёркивает Наталия.
«Проведение весенней охоты вызывает много вопросов»
«То, как в настоящее время проходит весенняя охота, вызывает много вопросов. Возмущены как простые люди, так и учёные, — продолжает орнитолог. — Мы проводим весь полевой сезон и видим последствия: птица не может присесть на отдых, её гоняют с места на место, в то время как она должна отдыхать и кормиться».
По словам Наталии, бывает, что птицу вероломно выманивают, чтобы подстрелить, с территории, где запрещена охота. Не только там, где ведётся отстрел, но и в окрестностях пернатые напуганы и из-за беспокойства могут бросить свои кладки. Причём не только разрешённые для добычи виды, но и краснокнижные. Для страны, ратифицировавшей многие соглашения по охране биоразнообразия, факт весьма нелестный.