В декабре 2015 года в Барановичский район завезли 28 благородных оленей: одного самца, 13 самок и 14 «сеголеток»-оленей, родившихся в том же году. Деньги – 31 тысячу евро – на покупку животных выделило РГОО «Беларусское общество охотников и рыболовов». В Барановичском районе для оленей соорудили вольер площадью 10 гектаров. Весной 2016 года стадо пополнилось десятью оленятами. В июле всех животных выпустили. Такое решение принял Александр Полуян, тогдашний директор Барановичской районной организационной структуры РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов», по согласованию с республиканским объединением общества.
Сегодня, по подсчётам общества охотников и рыболовов, в нашем районе живёт 25 благородных оленей, завезённых из Литвы. Ещё девятерых видели в Слонимском районе. Что с остальными четырьмя животными, точно неизвестно. Несмотря на то, что все олени помечены, об их судьбе информации из других лесничеств не поступало.
Егерь Вячеслав Карасик, на попечении которого находились животные, пока жили в вольере, полагает, что с пропавшими оленями могло что-то случиться: или волки съели, или браконьеры уничтожили. Он считает, что оленей слишком рано выпустили из загона, и не выпустили, а выгнали.
– Нужно было подождать, пока подрастут те оленята, которые родились здесь, и выпустить только их. А взрослых оленей лучше бы оставили в вольере для дальнейшего разведения потомства, – считает Вячеслав. – Да и лес не готов был их принять: шёл активный сбор ягод. Лучше всего надо было выпустить оленей в феврале.
В Барановичской районной структуре «БООР» надеются, что с оленями всё в порядке.
– Олени – это дикие животные. Мы считаем, что они просто разошлись по лесам, ведь теперь территория их передвижения не ограничена, – говорит Олег Шарук, директор Барановичской районной организационной структуры «БООР».
В Академии наук пояснили, что, по нормативам, определённой даты и критериев, когда нужно выпускать животных, нет.
– Все сроки прописываются в биолого-экономическом обосновании для каждого вольера в отдельности. Главное, чтобы животные были здоровы, – рассказал Григорий Янута, заведующий лабораторией териологии, кандидат биологических наук, доцент Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам.
Но вот покидать вольер, по словам Григория Януты, животные должны добровольно: чтобы избавить оленей от лишнего стресса, рационально просто убрать одну из стен вольера или открыть ворота и дать им возможность уйти самим. Олени, которые выросли в неволе, не воспринимают человека как угрозу и своеобразно относятся к другим животным.
Кстати, параллельно с Барановичами 28 таких же оленей закупили для Лидского общества охотников и рыболовов. Сегодня там проживает уже 36 оленей – всех закупленных животных там смогли сохранить.
Животных на волю в Лидском районе выпустили в сентябре (из-за карантина), и не разом, а постепенно, в течение недели.
– Каждый день открывали вольер и животные сами из него выходили. В основном они находились недалеко, так как с внешней стороны вольера для них был организован подкорм, а в округе на год ограничили охоту, – рассказал Сергей Касперович, директор Лидской организационной структуры «БООР».
Этой весной и у лидских, и у барановичских благородных оленей снова появится потомство.