Прошедший дождь смыл с дороги все следы ржавчины, но местные жители подтвердили: в субботу, 22 апреля, ржавая вода текла по улице ручьями. Что же произошло и стоит ли паниковать? За разъяснениями мы обратились в организацию, которая в тот день проводила промывку системы водоснабжения на этом участке – Барановичскую дистанцию водоснабжения и санитарно-технических устройств РУП «Дорводоканал» БЖД, Брестский участок.
Как сообщил нам Дмитрий Паднюк, начальник участка РУП «Дорводоканал», 22 апреля 2017 года к ним поступила жалоба от абонентов по адресу: ул. Осипенко, 22, кв. 1 и кв. 2 на то, что в их квартиры поступает питьевая вода ненадлежащего качества.
«Накануне, то есть в пятницу вечером, пожарные службы отбирали в этом районе воду через пожарный гидрант, – рассказал Дмитрий Владимирович. – Когда вода отбирается из системы “залпово”, она “баламутится” и становится ржавой – точно так же, когда ЖЭС отключает водоснабжение в многоквартирных домах, а потом подключает, поначалу идёт ржавая водичка.
Воду же добывают из земли с примесями железа, а потом очищают. Со временем на железных и чугунных трубах, которые лежат по всему городу, хочешь ты этого или не хочешь, внутри образуется нарост железа. И когда произошёл резкий забор воды пожарниками, она пошла с большой скоростью, поэтому со стенок труб это железо сорвалось».
Во избежание дальнейших проблем и подобных жалоб от жильцов работники «Дорводоканала» оперативно выехали на место и произвели пролив водопроводной сети через пожарный гидрант.
«Работы проводились минут 30–45, – пояснил Дмитрий Паднюк, – сливать откачанную воду на этом участке дороги практически некуда – благоустройство улицы сделано плохо, ливнёвки друг от друга далеко.
Мы размотали 20-метровый пожарный рукав, чтобы направить струю воды к ближайшей ливнёвке, но, чтобы до неё реально дотянуться, нужно было бы ещё несколько таких пожарных рукавов. Пытались слить воду в ливневый колодец через дорогу, но проезжавшие машины порвали пожарный рукав. Смысла использовать новый рукав не было: не перекроешь же движение транспорта по улице. Пришлось пустить воду на проезжую часть.
Главное – дать людям чистую воду в водопровод, чтобы никто не отравился, не умер, никакой палочкой не заразился. Люди из 22-го дома вышли, сказали нам спасибо. 31-й дом запитан из этой же ветки, у них тоже вода в кранах чище будет».
Вот как прокомментировали ситуацию сотрудники КПУП «Брестводоканал»:
«Когда от населения поступают жалобы, надо реагировать и улучшать качество питьевой воды. Для этого и производится промывка, при этом используется обычная водопроводная вода. Это же не канализационные стоки».
Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды сообщил по поводу происшедшего следующее:
«Виды сточных вод бывают разные, а в данном случае речь идёт об обычной питьевой воде для хозяйственного назначения от прокачки сооружений, она не относится к сточным водам. Нашим Водным законодательством требования для сброса такой воды не регламентируются, поэтому здесь нарушение не просматривается».
Статья 37 Водного кодекса Республики Беларусь обязывает водопользователей рационально использовать водные ресурсы. Но если имела место аварийная ситуация или устранение последствий аварии, то такого рода работы могут проводиться, это также не будет административным правонарушением.
Невыясненным остался только один вопрос: о чём думали проектировщики, не предусмотревшие на данном участке улицы Осипенко достаточного количества ливнёвок?..