Проект «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр - Висла» предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей.
Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ, которые необходимо провести для восстановления пути. Не говоря уже об экологических угрозах.
Водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр была создана двести лет назад была создана. Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест - Варшава нет судоходства. Поэтому его предложили сделать способным пропускать суда большого водоизмещения и в большой количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.
Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков, которых составляет почти 100 млн человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцати тонных грузовиков.
Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было бы «чернобыльской зоны».
К проекту больше всего вопросов у экологов. Их обеспокоенность понятна: чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям.
Проект Е40 – международный. В него входят три страны: Польша, Беларусь и Украина. Евросоюз выделяет на осуществление данного проекта средства, и они не малые – 12 млрд. долларов. При этом на расчистку рек Польша получит 1,5 млрд, Беларусь – 400 млн., Украина – примерно 35 млн.
«Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и сделает ее берег укрепление, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку», - говорят в Национальной Экологической Раде Украины.
Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Беларуси не все так однозначно. На беларусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну.
Беларусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк «Припятский», десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы.
На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.
Многие экологи считают, что Водный путь Е-40 - это смерть для Полесья. Они задают вопрос: «Какой ценой обойдется Беларуси выход к морю?»
Убытки от строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий.
Но без сомнения, правительство Беларуси для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю, хочет выпрямлять, расчищать и углублять Припять. Украинская сторона уже сегодня думает о том, что это даст стране, и какие при этом могут возникнуть риски.
«Стоит вспомнить, что акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается обеих сторон, и беларусской, и украинской. За годы, прошедшие со времен катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы. Но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80 сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до второго Чернобыля», - предупреждают специалисты Национальной Экологической Рады Украины.
Возникает вопрос: «Разве об этой проблеме не знают в Беларуси и Польше? И какой европейский капитан поведет свое судно через чернобыльскую зону?» Ведь это до сих пор зона. И все машины, которые выезжают из нее, проверяют на радиоактивное загрязнение, а так же в обязательном порядке обмывают специализированными растворами ...
Беларусы, подчеркивают в Украине, прекрасно знают об угрозе и последствиях, к которым может привести работы на загрязненных акваториях реки Припять. Но в то же время в нашей стране говорят: «Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же ... »
Выходит, что реализация проекта поставит Беларусь и Украину на порог экологической катастрофы.
«В данном проекте несколько составляющих – экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивные мулы будут потревожены, и они двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны, как источника питьевого водоснабжения, а также нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей, - говорит глава Национальной Экологической Рады Украины Александр Чистяков - В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня из Днепровского бассейна пьют воду 2/3 населения Украины. Если мы допустим радиоактивное загрязнение, тогда каждый из нас уже сегодня почувствует очень остро нехватку питьевой воды».
Что делать?
«На самом деле путей для выхода не так уж и много, - считают в Национальной Экологической Раде Украины. - Но, действовать нам надо быстро, так как хотим мы этого или нет, беларусы все-таки приступят к расчистке Припяти. И тогда весь этот радиоактивный ил окажется у нас. Как нам быть? Что нужно сделать, чтобы если не избежать в полной мере, то хотя бы минимизировать катастрофу? Нужно немедленно обращаться в Институты Национальной Академии Наук Украины, чтобы ученые просчитали возможные последствия, и нашли пути выхода из сложившейся ситуации».
Но, и без фундаментальных исследовательских работ не вооруженным глазом видно несколько выходов для Украины. Первый: создать переливную дамбу на реке Припять на границе с Беларусью. То есть, поставить полутораметровую стену от дна. Она незначительно спасет от прохождения взбаламученной радиоактивной водной смеси.
Второй: если загрязненный ил все же пойдет из беларусской территории по Припяти, возможно, нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы по созданию искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища, рыть своеобразные котлованы, борозды, в которых и будет собираться этот загрязненный ил, в надежде, что его впоследствии затянут донные отложения. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения, не дать ему возможность в полной мере распространиться по всей акватории Днепра. Это все необходимые, но малоэффективные, явно побочные шаги.
Третий выход самый действенный, но при этом и наиболее затратный: вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и возможно Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Благо, что есть в строительстве подобных каналов богатый зарубежный опыт. Например, вся Голландия пересечена такими искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, при этом убивая реку.
Ну, конечно же, существует и самый худший вариант: ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные.
Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивные мулы пойдут вниз по Днепру, то Украина навсегда потеряет главную водную артерию, как источник питьевой воды. Поля орошаемые радиоактивной водой будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция: зерновые, пастбища. Ветры будут переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира.
Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень, подключая к его решению мировое сообщество, считают украинские экологи.
Без сомнения, если забыть об угрозе превратить всю акваторию и прибрежную береговую территорию Днепра в единый «чернобыль», то выгода от построения водного пути, соединяющего Черное и Балтийское море велика. Но, какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.