Из колхоза – в шахты
В этом году наконец-таки залежи пестицидов вывезли из сельхозкооперативов. А их в хозяйствах хранилось ни много ни мало – более 1 тыс. тонн. Например, в Гродненском районе – 104 тонны, при этом старые запасы пестицидов имелись практически в каждом хозяйстве. Как оказалось, закупали их еще в 60-70-е годы прошлого столетия, причем централизованно, а в колхозы отгружали иногда впрок. По словам специалистов, не все знали, как правильно их использовать. Другие были и нормы обработки. Если сейчас на 1 га вносится от 1 л до 30 г вещества, то в те годы вносилось 6-10 кг. Поскольку пестициды относятся к категории стойких органических загрязнителей, Всемирная организация здравоохранения практически ежегодно принимала запрет об использовании какого-нибудь вида, и его снимали с употребления. А закупали то, что разрешалось. Так шло накопление ядохимикатов в хозяйствах. При этом хранились они в разных емкостях и таре, вплоть до рваных пакетов, не имея при этом ни маркировки, ни документов.
Несколько лет назад за средства европейского проекта колхозные пестициды с истекшим сроком годности переупаковали в специальные пластмассовые бочки объемом 127 и 227 л. Все запасы сконцентрировали в основном в двух районах – Новогрудском и Сморгонском, что позволило сократить количество складов с 31 до 7. Часть пестицидов уже вывезена на Гомельский комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов, где бочки хранятся в специальных шахтах и контейнерах. Так, в этом году туда отправили 317 тонн, или более 4 тыс. бочек. Всего на этот год запланировано вывезти более 5 тыс. бочек.
Проблемы вывоза
Однако полностью ликвидировать залежи колхозных пестицидов в этом году не удастся. По словам ведущего специалиста УП «Гроднооблсельхозтехника» Александра Мазайло, на эти цели областной бюджет выделил 9,2 млрд рублей, из которых освоено почти 7 млрд. Это позволило вывезти лишь половину всего накопленного объема. Пока все рейсы идут согласно графику. По договору осталось совершить 8 рейсов и вывезти 880 бочек, т.е. чуть более ста тонн. О сроках окончательной ликвидации складов колхозных ядохимикатов Александр Мазайло не берется судить. Возможно, на это понадобится еще год, а возможно, и несколько лет.
Дополнительная проблема, которая требует и дополнительных затрат, – это тара. Здесь должны соблюдаться строгие параметры. Например, в Европе ни одну бочку не примут, если ей более пяти лет, даже если она новая на вид. По этим параметрам работают и наши природоохранные службы. Начальник отдела госконтроля по обращению с отходами Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Валентина Путро пояснила, что раньше закупали немецкие бочки, потом – российские, теперь их выпуск наладили в Новополоцке, что также удешевляет утилизацию.
Ещё один нюанс – объёмы. Гомельский завод отказывается принимать бочки объемом в 227 л, так как технология захоронения требует 127 л. Возможно, решить проблему удастся после ввода в эксплуатацию завода по сжиганию старых пестицидов. Его планируют возвести на том же Гомельском комплексе по переработке и захоронению токсичных отходов, который, кстати, расположен в чернобыльской зоне отчуждения. В Гродненской области для хранения используют бывшие военные ангары. Два таких задействованы в Новогрудском районе. Здесь заложено на хранение около 400 тонн непригодных пестицидов. Часть уже готова к вывозу, часть требует переупаковки в тару меньших объемов и более новую.
По мнению Валентины Путро, долгосрочное хранение непригодных пестицидов грозит чрезвычайными ситуациями и представляет серьёзную угрозу окружающей среде и здоровью людей. Это пороховая бочка, которая может взорваться в любой момент.
Слонимский синдром
На проблему ядохимикатов обратили внимание еще в 2004 году, после того, как Беларусь стала участницей Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Согласно международным требованиям, все запасы непригодных пестицидов в стране подлежат полному уничтожению. Однако к реальным действиям перешли только три года назад. В первую очередь начались работы по ликвидации Слонимского захоронения высокотоксичных отходов. В рамках европейского проекта на эти цели было выделено 5 млн долларов. Партнёром в данном проекте стала Германия. С помощью техники работники МЧС, а также немецкие специалисты извлекли ядохимикаты из могильника. Хотя рассчитывали на 1 тыс. т, на деле оказалось почти в два раза больше.
Около года понадобилось на переупаковку, после чего основную часть устаревших ядохимикатов вывезли в Германию для сжигания. Однако всё не удалось, так как в прошлом году проект был исчерпан. От Слонимского захоронения на территории района остаётся более 300 тонн пестицидов, которые складированы на бывшей ферме в деревне Мизгири. Согласно акту обследования, которое провела районная комиссия, установлено, что «помещения в удовлетворительном состоянии, закрыты металлическими воротами на замки, пол бетонный. На окнах – щиты и решетки, доступ посторонних лиц внутрь помещения исключен. Пестициды хранятся в пластиковой таре на деревянных стеллажах. В помещениях имеется характерный запах переупакованных пестицидов. Следов проливов, просыпаний и других загрязнений не выявлено, объект охраняется».
В то же время жители окрестных деревень жалуются на сильный запах и направляют свои обращения в природоохранный комитет.
Как сообщила Валентина Путро, вывоз пестицидов из Мизгирей запланирован на 2015 год. Подписано соглашение между Минприроды и Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), которая и финансирует проект. По мнению Валентины Путро, включение Гродненской области в данный проект – это большая удача, так как в республике 6 захоронений, которые подлежат ликвидации. Однако только Слонимское удалось включить в европейский проект. Кстати, взять на себя утилизацию ядохимикатов, т.е. их сжигание, предложили 12 зарубежных кампаний. Тендер выиграла французская фирма. Как пояснила Валентина Путро, в данный момент ведётся работа по оформлению разрешений на трансграничное перемещение непригодных пестицидов. В октябре должен прийти ответ из Польши. Если у сопредельной стороны не будет претензий к условиям перевозки, то уже в этом году треть запасов ядохимикатов может быть вывезена с территории Гродненской области. Это, в свою очередь, позволит ликвидировать два крупных склада в Слонимском районе.
Хлопок убивает людей