Диплом за продвижение целей устойчивого развития в 2019 году получила «Белтелерадиокомпания». Среди других победителей были государственные радио и телевидение, местные и республиканские газеты.
На их работу в уходящем году государство собиралось потратить 151,2 миллиона рублей, а в 2018 году ушла такая же доля республиканского бюджета, как на таможню, лесное хозяйство или культуру.
Среди победителей не было негосударственных СМИ: таких как Зелёный портал, сайт «Центра экологических решений», «Багны» или какой-нибудь из городских онлайн-журналов. На их работу беларусское государство не потратило ничего.
Формально они даже не считаются средствами массовой информации, а их авторы – журналистами. Регистрация сетевого издания занимает порядка полугода, стоит денег, и её получило всего несколько негосударственных медиа.
Хотя условия конкурса не запрещали участие просто интернет-ресурсов, но эти ресурсы не попали в топ, что символично: они для государства невидимки, которые не входят в клуб для своих.
Такие же невидимки порой эксперты из третьего сектора и их темы – например, изменение климата. План действий по Парижскому соглашению до сих пор в разработке, хотя его подписали несколько лет назад. Климатический индекс страны падает, а страничка по изменению климата на сайте МИД не обновлялась уже восемь лет – со времён Киотского протокола.
У партии Зелёных не вышло вставить слово на дискуссии по БелАЭС на Энергетическом форуме осенью, потому что дискуссия продлилась всего минут пять. А говорили они из зала, потому что не вошли в состав группы по общественному контролю станции. Зато вошло несколько российских НГО.
На круглом столе по климату 17 октября присутствовали учёные и эксперты, но не было Анастасии Бекиш, координаторки «Зелёной сети» и бывшей координаторки Рабочей Группы Форума гражданского общества Восточного партнёрства по климату.
Тексты негосударственных ресурсов пытаются не замечать, а экспертов – не признавать публично. Но публикации из этих медиа регулярно оказываются на столе в ведомствах и министерствах, с их журналистами порой сотрудничают (не всегда), мнение их экспертов порой оказывается нулевой позицией, благодаря которой у других получается добиться более выгодных решений.
Например, так вышло с позицией «Багны» по вопросу болот ещё в 2015 году: «Очень хорошо, когда общественные организации занимают нулевую точку зрения. Вы создали ситуацию, когда гораздо проще выстроить диалог», – сказали тогда учёные.
Так вышло с видео об экотропе: в 2018 году чиновники обсуждали «этого Александра Либертад», наделавшего шуму оператора «Зелёного портала», а службы принялись наводить чистоту.
Так же получилось в этом году с позицией ЦЭР по поводу сжигания мусора: организация повторяла, что это плохая идея. И инженеры, прямо сейчас проектирующие сжигание мусора на ТЭЦ-4, имеют больше оснований настаивать на современных решениях.
Конечно, у невидимок бывают неудачи. Не всё получается у противников завода аккумуляторных батарей в Бресте – завод то ли стоит, то ли работает. Не получилось и у милиции, когда она пыталась определить имя человека, угрожавшего журналистке Зелёного портала из-за АКБ. По профилю в его соцсетях, где были фамилия и фото, они не смогли узнать его фамилию.
Похоже, у завода плохая, неудачная карма – это было бы удобное объяснение для всего, но нет.
Увы, вряд ли карма АКБ это причина, по которой государство продолжит финансировать медиа из своего клуба. 164, 2 миллиона рублей в 2020 году – это на 13 миллионов больше, чем в уходящем. Вырастет ли на 13 миллионов оборот независимых медиа?
Я знаю, что подумают мои коллеги из государственных медиа, читая этот текст:
- что их работа – just business;
- что колонка – глас народа, и собака лает, а караван идёт;
- что им дадут заказной не совсем правдивый текст – и они его поставят;
- наконец, самые добросовестные спросят, какого чёрта, ведь они отлично делают свою работу, неважно, за чьи деньги. И это другая тема.
У нас могут быть разные школы, но одна профессия и одни стандарты – у тех, кто помнит об их существовании. О чём и как писать – важно, не путать божий дар бизнес с яичницей – тоже важно.
Мы стараемся отлично делать свою работу. Когда же, наконец, мы перестанем быть невидимками в той стране, которую стараемся изменить к лучшему?
Я хочу этого очень сильно. Хочу жить в Беларуси, которая в телевизоре: где равны журналисты разных медиа, эксперты разных организаций, разные кандидаты в президенты. Где люди из общественных организаций делают реальные дела, а не бесконечно добиваются решений ни за что не отвечающих чиновников и со смаком стокгольмского синдрома радуются исключениям.
Правда, такого телевизора ещё не придумали. Пока мы сами себе телевизор.