30.01.2023 / 09:01

Экологические хроники войны. Декабрь 2022 – январь 2023.

Последние два месяца война пребывает в той затяжной стадии, которую еще называют «войной на истощение». Истощаются не только человеческие, но и природные ресурсы. Линия фронта, на которой сегодня идут наиболее активные боевые действия, на долгое время станет загрязненной территорией.

Продолжают приводить к загрязнению и многочисленные обстрелы городов. Некоторые из них осуществляются в непосредственной близости от таких объектов, как атомные электростанции. Однако эти события уже не так шокируют. За почти год крупномасштабного вторжения России в Украину люди привыкли к тяжелым новостям. Привыкли, но не смирились.

 

Продолжается подсчет экологических последствий войны в Украине

Государственная экологическая инспекция Украины в январе предоставила новые данные по итогам десяти месяцев вторжения. В них, в частности, сообщается о загрязнении более 280 тысяч квадратных метров грунтов, уничтожении более 979 тысяч квадратных метров инфраструктуры, в результате военных действий сгорело более 59 тысяч гектаров лесов, 11 миллионов 79 тысяч квадратных метров засорено остатками уничтоженных объектов и боеприпасов.

Более того, около 1 574 тонны загрязнителей попало в водоемы и более 932 тысяч килограммов составила масса посторонних предметов, материалов и отходов, выброшенных войной в природу. 

Напоминаем, что все данные собираются для того, чтобы сформулировать претензии по репарациям России после окончания войны. Более детальный анализ планируется провести после того, как боевые действия будут прекращены. Однако уже сегодня общественные организации – такие, например, как «Экология Право Люди», проводят экспедиции с целью сбора проб и оценки последствий военного вторжения.

Широкомасштабный анализ последствий также стоит ожидать к 24 февраля. К сожалению, вероятность того, что война закончится спустя год, сегодня фактически равна нулю.

 

На международном уровне громче заговорили об «экоциде» 

25 января Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о «Воздействии вооруженных конфликтов на окружающую среду». «За» проголосовало 106 человек. 7 декабря 27 принципов защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами (Protection of the environment in relation to armed conflicts (PERAC)) были приняты Генеральной ассамблеей ООН.

Оба документа являются важными для признания значимости влияния экологических последствий войны как на людей, так и на планету. Они могут стать основаниями для придания большего юридического веса при рассмотрении обвинений в «экоциде». 

Ознакомиться с принципами можно на семи языках, среди которых, к сожалению, нет украинского. Стоит отметить, что среди них прописана ответственность государств, а также негосударственных вооруженных группировок. Уделено внимание экологическому влиянию перемещенных лиц. Указаны принципы общей защиты окружающей среды до, во время и после вооруженного конфликта, обязательства защиты окружающей среды во время оккупации.

Резолюция ПАСЕ и принятые ООН принципы наглядно демонстрируют развитие международного права в области защиты окружающей среды в случае военных конфликтов. 

Именно последствия вторжения в Украину, на которые обратили внимание все мировые лидеры и международные организации, стали основанием для обновления международного законодательства в области влияния военных конфликтов на окружающую среду. 

Как отметила в прошлом году директорка украинской организации «Экология. Право. Люди» Елена Кравченко, на международном уровне вопрос «экоцида» долгое время не рассматривался. Отсутствовал «золотой стандарт» и механизм принятия решений.

В частности: хотя статья, посвященная «экоциду», в Уголовном кодексе Украины присутствовала, до прошлого года уголовное дело по ней было возбуждено лишь однажды, и ходатайство не было удовлетворено. И это с учетом того, что война в Украине идет с 2014 года. 

Сегодня вопрос «экоцида» поднимается не только на государственном, но и на международном уровне. О нем все чаще говорят как представители Министерства защиты окружающей среды, так и президент Украины. 

Более того, вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс недавно заявил, что:

«Украина должна собрать данные о преступлениях против природы и окружающей среды для того, чтобы заставить Россию выплатить репарации за этот экоцид».

Он также отметил: 

«После Второй мировой войны в правовой системе также открылось новое поле – геноцид. Преступления против человечества. И я думаю, что на данном этапе нашего развития мы также должны обратить внимание на действия, которые приводят к экоциду. На преступления, которые непосредственно влияют на выживание нашего вида. Им необходимо уделять больше внимания и относиться куда более серьезно, чем это было ранее».

 

 

 

Около 40% территории Украины может быть заминировано

Как рассказала американскому информационному агентству Sky News Екатерина Тэмплтон (Kateryna Templeton) из Mines Advisory Group (MAG), заминирование территорий беспрецедентно. Оно несравнимо ни с Сирией, ни с Афганистаном, и имеет грандиозные масштабы.

Причем, как отмечала Human Rights Watch, российские войска используют в том числе и запрещенные противопехотные мины. Вариации заминирования территорий самые разнообразные, некоторые устройства не были зафиксированы ранее. Специалистам приходилось сталкиваться и с противотанковыми минами, и с разнообразными минами-ловушками, и с неразорвавшимися боеприпасами, которые также могут сдетонировать.

По данным MAG, если за шесть лет войны в период с 2014 по 2020 годы от подрыва мин в Украине пострадало 1 190 человек, то за 11 месяцев, с 23 февраля по 11 января – уже 611.

При этом разминирование территорий может занять до десяти лет. А значит, велика вероятность того, что жертвы будут и после окончания боевых действий.

Все это уже оказывает и еще окажет крайне негативное влияние на окружающую среду. Значительные территории национальных парков и заповедников потеряют свою рекреационную функцию, проводить мониторинг и уход в них будет небезопасно. Также растяжками и минами загрязнены большие площади лесов, что может привести к подрыву не только людей, но и животных.

Причем такое загрязнение взрывными устройствами лесных территорий с высокой вероятностью не будет означать, что они останутся в покое.

Скорее многие годы мы еще будем сталкиваться с «эхом войны», когда на минах будут подрываться как специалисты, так и мирные жители.

 

Продолжающиеся обстрелы городов Украины

Еще одно последствие войны, о котором говорят не так часто – влияние на само функционирование природоохранных и экологических институтов в Украине. Неостанавливающиеся обстрелы приводят к тому, что разрушаются здания, в которых велась работа природоохранников, экологов, климатологов. Это может привести к потере накопленных знаний, что отбросит не только украинскую, но и мировую науку на годы назад.

Так, 31 декабря в результате обстрела пострадали здания Национального университета имени Шевченко, а именно Институт биологии и департамент географии. В конце января в результате обстрела Сумской области было разрушено административное здание Деснянско-Старогутского Национального парка. Подобных примеров можно приводить десятки. 

По этой причине природоохранное сообщество Украины занимается эвакуацией уникальных архивов и коллекций. Большинство из них было вывезено в безопасное место в начале вторжения. Некоторые оказались на оккупированных территориях.

Например, уникальный гербарий, который хранился в Херсонском государственном университете. В январе его наконец эвакуировали. Общий объем коллекции составил 32 тысячи экземпляров, которые хранятся в более чем тысяче коробок.

Последствия вторжения России в Украину продолжают охватывать регион и проявляться в экологических катастрофах. Так, можно связать войну и с массовой гибелью тюленей в Каспийском море. И хотя версия об отравлении ракетным топливом не является основной и рассматривается в рамках комплексных причин, специалисты соглашаются, что пока идет война, необходимые природоохранные меры для сохранения тюленей в северном Каспии вряд ли будут предприняты. 

***

Через месяц нам придется осознать, что в условиях этой крупномасштабной войны мы живем уже год. Мрачным напоминанием этого являются слухи о возможном новом наступлении России, что означает новые обстрелы, новое загрязнение, новое уничтожение людей и природы.

То, что международные организации самого высокого уровня, такие как ООН и ПАСЕ, заговорили о необходимости признания «экоцида», является знаком того, что пережив это вторжение, мы сможем наконец признать – военные конфликты разрушают не только настоящее, но и будущее.

И как после Второй мировой войны всемирное общество сплотилось с целью не допустить повторения «геноцида», так и мы сможем объединиться для того, чтобы прекратить бесцельно уничтожать природу, города, общество. Ведь «экоцид» – это уничтожение не только деревьев и животных, это уничтожение самой среды обитания. 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость