«Несколько раз в неделю там жгут медицинские отходы. Как соберётся, тогда печь загружают. Коптит, наверное, из-за соляры, на которой работает двигатель, я так понимаю. Тут как ветер повернёт. Если дует на теплицы, то и дым туда. Если ветер в окна диспансера, то они уже не разжигают, ждут. Жилые дома там за диспансером и через озеро, рядом морг, областная больница. С прошлого года печь стоит. Кому-то, может, и мешает, не знаю», – рассказал местный житель.
Дым идёт только 20 минут
Печь для сжигания медицинских отходов работает по мере необходимости, сообщил начальник хозяйственной службы Брестского областного онкологического диспансера Юрий Анухин.
«Можем и два-три раза в день использовать. К разным типам отходов применяется разный технологический процесс. Например, цитостатика уничтожается в течение восьми часов, четыре из которых идёт активная фаза горения, а потом – остывание самой печи. На всех режимах дым идёт в пределах 20 минут», – рассказал он.
Минимальное расстояние от печи онкодиспансера до территории частной застройки – 275 метров, до озера Вычулки-1 и теплиц – почти 100 метров. Перед строительством печи в январе прошлого года в газете «Брестский вестник» проводился опрос общественного мнения в связи с воздействием данного объекта на окружающую среду.
Как объяснил начальник хозяйственной службы, подготовка документации для ввода в эксплуатацию системы заняла около четырёх лет.
«Раньше мы уничтожали отходы в печи областной больницы и платили за это деньги. Для того чтобы самим начать процесс утилизации отходов, естественно, мы получали лицензию. Брали разрешение у Минздрава, чтобы приобрести печь. Идентичные печи стоят в Гомеле, Могилеве. На то, чтобы мы проводили данную деятельность, у нас есть разрешение Минприроды. В нём – перечень тех медицинских отходов, которые мы можем уничтожать. Есть разрешение на выбросы в атмосферу, инструкция на обращение с медицинскими отходами в диспансере, которая утверждена Брестским зональным центром. Приезжала к нам сертифицированная лаборатория из Минска и делала замеры выбросов в атмосферу, есть её заключение. Мимо контролирующих органов мы запустить эту печь не могли», – объяснил собеседник.
Кроме того, в учреждении имеется технологический регламент, в котором указано, при какой температуре должны сжигаться определённые виды отходов. Температура утилизации – 1250 градусов.
В резюме, которое сделал институт комплексного проектирования объектов строительства ОАО «Брестпроект», сообщается, что установка позволяет полностью устранить вредные выбросы, однако опыт эксплуатации данных печей показал, что проблема экологической безопасности выбросов в атмосферу есть. Поэтому перед запуском в эксплуатацию оборудования был установлен фильтр очистки высокотемпературных газов.
Через дорогу – ещё одна печь
Через дорогу от онкодиспансера в 220 метрах от печи находится похожая утилизационная установка Брестской областной больницы, там же – котельная.
«На данный момент наша печь не работает. Мы сейчас проводим инвентаризацию. У нас есть лицензия на данную деятельность, ведётся мониторинг выбросов. Есть допустимые пределы выбросов. В разных точках проводятся замеры по территории. Мы это всё делали и делаем. Никто не жаловался на печь. У нас сжигается очень мало отходов, всего 120 килограммов за год. За раз – 40 килограммов, которые мы копим около четырёх месяцев», – рассказали в Брестской областной больнице.
Обычно дым идёт вверх
При разных погодных условиях и определенном направлении ветра дым из трубы печи онкодиспансера ведёт себя по-разному.
«Роза ветров постоянно меняется, мы на неё повлиять не можем. Когда снимали видео, была такая погода, что дым прибивало вниз. Он сам пригибается из трубы. Обычно дым просто идёт вверх», – заключил Анухин.