Радиация в Сахаре появилась давно – ещё после ядерных испытаний, проведённых в 60-е годы, пишет Фредерик Мушон из издания Le Parisien.
Небо цвета охры, заснеженные горы и внезапно запах дюн в Пиренеях. Балконы, капоты автомобилей, крыши домов, покрытые тонким красным налётом… Песчаный дождь из Сахары идёт уже двое суток и накрыл почти всю Францию.
Чтобы песок из Сахары долетел сюда, высотные ветры должны поднять его вместе с горячим воздухом на севере Африки и пронести через всю Западную Европу. Казалось бы, не найти явления естественнее, если бы не одно «но»: песочные частицы, оказывается, радиоактивны.
«Как и везде в северном полушарии, на почвы Сахары когда-то выпали осадки после атмосферных ядерных испытаний, проведенных в 1960-х годах», — напоминает Институт радиационной защиты и ядерной безопасности в Лионе (IRSN).
Они стали результатом сотен раз, когда испытания проходили в атмосфере: СССР – 219 раз, США – 219, Китай – 22, Франция – 50, Англия – 23.
«Проблема в том, что […] каждый такой эпизод провоцирует повышение уровня цезия во Франции», — подчеркивает Жаки Боннемен, президент экологической ассоциации Robin des Bois.
Малые дозы радиации
Уже прошёл год с момента, когда во Францию приносило такую пыль. Тогда в рамках своего мониторинга радиации в воздухе IRSN зафиксировала, что «удельная концентрация Cs-137» выше в 1,2–11 раз по сравнению со средним значением, измеренным в феврале 2019 и 2020 годов. Но беспокоиться не стоит, говорят специалисты по радиоактивности.
Это явление довольно впечатляющее – чего стоит одна только смена цвета неба на жёлтый. Но «концентрация цезия-137 в мелких частицах песков Сахары в феврале 2021 года была чрезвычайно низкой как в атмосфере, так и на уровне земли», — вспоминает Жан-Кристоф Гариэль, заместитель генерального директора по охране окружающей среды в IRSN.
Институт оценил также уровень цезия в воздухе в высокогорных районах с помощью больших пылесосов, оборудованных фильтрами. Концентрации составили порядка 0,1 Бк/м2 на почве. Для сравнения – сотни и даже тысячи Бк/м2 было зафиксировано после выпадения радиоактивных осадков в результате атмосферных ядерных испытаний и Чернобыльской аварии, поясняет заместитель директора.
Что касается текущего эпизода, то институт изучит фильтры в конце недели. «И, несомненно, обнаружим небольшое повышение радиоактивности, но никаких мер предосторожности принимать не нужно», — уверяет Жан-Кристоф Гариэль.
Разве что помыть под водой овощи и фрукты с грядки, если они покрыты тонкой красной пленкой. «Но больше из соображений гигиены, чтобы песок не хрустел на зубах», — уточняет глава IRSN.
Нестрашный эпизод?
«Влияние этих метеорологических явлений на здоровье IRSN считает незначительным, а Ассоциация по контролю за радиоактивностью на Западе (ACRO) — безопасным для здоровья», — подытоживает Жаки Боннемен и напоминает, что этот «радиоактивный след появился в результате действий военных, и речь идёт о тысячах тонн пыли».
«Сейчас эти пыльные разводы на машинах, террасах и в садах. Но пойдёт дождь, и эти слаборадиоактивные пески окажутся в канализации, затем попадут в шлам на станциях очистки воды, который затем раскидывают на сельскохозяйственных землях, — говорит активист-эколог.
Было бы полезно, для информации и предосторожности, пойти и измерить в ближайшие дни концентрации цезия-137 в шламе, особенно в крупных городах».